Комментарии
Олег Шепелюк

«Компромисс будет найден. Но не на условиях белорусской стороны»

На совещании о принятых мерах по снятию запретов на ввоз белорусской продукции в Российскую Федерацию и транзит товаров санкционного списка Александр Лукашенко вновь метал молнии в своих российских партнеров, обвиняя в нарушении всех договоренностей.

Конфликт, судя по всему, только набирает обороты. Кому придется уступить в торговой войне, дадут ли в Кремле отмашку на дальнейшую эскалацию конфликта и какой урок хотела преподнести Москва Лукашенко — рассказал «Салiдарнасцi» политолог Александр Класковский.

— Чем, на Ваша взгляд, закончится эта мясо-молочная война?

— Я думаю, некий компромисс будет найден. Но не на условиях белорусской стороны. После того, как официальный лидер очень резко высказался по этому поводу, и фраза «мы не щенки и нечего таскать нас за шиворот» стала классикой жанра, российское руководство поняло, что это был серьезный звоночек, и сейчас постарается не обострять до предела отношения с ближайшим, и едва ли не единственным оставшимся, союзником. Тем более что с 1 января стартует Евразийский экономический союз и Москва не захочет, чтобы это произошло с таким шлейфом скандалов.

— Какое решение может быть найдено?

— Белорусская сторона предлагает некие формы: совместный контроль за продукцией и так далее. Зависит от того, дадут ли в Кремле отмашку на дальнейшую эскалацию конфликта или, напротив, скажут открутить ситуацию назад.

Понятно, что за всеми этими демаршами Россельхознадзора стоит фактор политический. Ведь это далеко не первая подобная война, были сахарные, конфетные, те же мясные, когда главной фигурой в такого рода конфликтах был российский санитарный врач Онищенко. Он стал своего рода злым гением и всегда выходил на первый план, когда с какой-то страной обострялись политические противоречия. Помните, во время войны с Грузией был введен запрет на экспорт «Боржоми» и грузинских вин? То же было и в отношении Молдовы.

Нынешнее обострение связано с тем, что Москва решила дать понять белорусскому партнеру, чтобы он не слишком наглел с контрабандой. После того, как урок преподнесен, я думаю, Кремль немножко открутит ситуацию назад. Чтобы не переводить конфликт в продолжительную фазу. Ведь не просто так Лукашенко сказал, что мы можем предпринять ответные меры. Действительно, по опыту известно, белорусское руководство может пойти на какие-то жесткие ассиметричные шаги. Когда шли энергетические войны, были случаи перекрывания Минском на какое-то время транзита газа и нефти.

— Уступки будут?

— Придется усилить контроль на мясокомбинатах, свернуть потоки и каналы серого импорта, а говоря без обиняков — контрабанды. Похоже, нет дыма без огня и можно найти много примеров, когда российская сторона ловила нас за руку и показывала, что здесь, дескать, только этикетки переклеены, а санкционный товар на самом деле идет из Польши или другой страны. Придется белорусской стороне действительно жестче фильтровать поток продуктов, идущих в Россию и меньше хитрить.

— До нового года конфликт будет исчерпан?

— Вероятно, горячая фаза будет потушена довольно быстро, но в принципе подобные конфликты будут возникать периодически, и будут касаться не только продовольствия, но и других товаров. Причина в том, что этот Евразийский союз сырой и был слеплен поспешно.

Когда шел торг вокруг нефтепошлин, белорусский руководитель вполне резонно говорил: дескать, вы россияне не готовы все изъятия и ограничения отменять, говорите что через 10 лет, так давайте и договор этот подписывать через 10 лет.

Но Кремль, Путин хотели как можно быстрее это сделать. Для них это амбициозный проект, дело чести в каком-то смысле. Поэтому, не решив все вопросы, не развязав все узлы, протрубили о старте этого союза. В первую очередь, в угоду геополитическим амбициям Кремля. Поэтому поскольку союз сырой, на грабли партнеры будут наступать периодически.

Плюс сказывается фактор авторитарных режимов. Даже демократическая Европа долго и не всегда гладко интегрировалась, когда строила Евросоюз. И по сегодняшний день есть противоречия. А когда речь идет об авторитарных режимах, то в случае возникновения спорных ситуаций каждый начинает тянуть одеяло в свою сторону. Если внутри страны эти правители не выполняют законы, как они могут выполнять международные договоренности? Господствует точно такой же правовой нигилизм и действует принцип «своя рубашка ближе к телу». Поэтому в будущем подобные конфликты практически запрограммированы.

— То есть это торговое сражение Беларусь вряд ли выиграет? А как же наполеоновские планы заработать на войне санкций между Западом и Россией?

— Я не вижу возможных бонусов для Беларуси. Эта торговая война сопровождается падением российского рубля и падением цен на нефть, ставшими следствиями куда более масштабного конфликта. Белорусские производители и так говорят о том, что мы теряем на экспорте продовольствия. И наполеоновские планы, что мы сумасшедшие бабки заработаем на войне санкций между Западом и Россией, на сегодняшний день не оправдываются. Потому что за поставленную продукцию предприятия получают обесцененные российские рубли и не с прибылью многие работают, а в ноль и даже в минус.

Мало того: даже победа Минска в плане отвоевания нефтепошлин на будущий год может оказаться пирровой. Вчера Лукашенко подписал прогноз экономического развития на 2015 год, где впервые в истории Беларуси запланировано падение экспорта! В первую очередь с учетом того, что упадут доходы по нефти и нефтепродуктам.

В принципе торговля с Россией, которая влезла в конфронтацию с Западом, выглядит рискованным, а по многим позициям и убыточным делом. Таким образом, вылезает боком эта братская интеграция, привязка к недемократической, агрессивной стране.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)