Филин

Сергей Василевский

Кирилл Волошин: Кто-то по-прежнему не без оснований рассматривает ПВТ как хорошую налоговую гавань

Бизнесмен — о настроениях среди айтишников и перспективах отрасли.

Фото facebook.com/WorkFusionMinsk

Американская WorkFusion, которую в 2021 году оценивали в $1+ млрд, вышла из ПВТ и ликвидирует компанию в Беларуси — «Воркфьюжн Системс», сообщает devby. Официально процедура ликвидации бизнеса была запущена в конце сентября.

Напомним, что в августе этого года ПВТ покинула другая крупная компания — «Сиклум Бел» в 2019-м входил в топ-50 IT-работодателей Беларуси. В октябре стало известно о том, что в процессе ликвидации бизнеса находится приложение о женском здоровье Flo.

За первые восемь месяцев этого года IТ-сектор страны потерял почти 12 тысяч человек. В августе на работу было принято 1045 человек, а уволено — 2661.

Об уходе WorkFusion, настроениях в IT-секторе и его перспективах Филин побеседовал с бизнесменом Кириллом Волошиным, соучредителем портала T*T.by.

— «Воркфьюжн Системс» была последней компанией-единорогом (ее стоимость превышает $1 млрд) в Парке высоких технологий. Что это означает для ПВТ и ІТ-сектора? Можно ли говорить о завершающем аккорде?

— Ну что вы, какой завершающий аккорд? Я подозреваю, что по крайней мере до сегодняшнего дня компании продолжали поступать в ПВТ. Выходят они оттуда, как будто, гораздо медленнее. Тот же devby, правда, нашел еще двадцать компаний, которые вышли из ПВТ.

Но я не думаю, что выход WorkFusion является каким-то знаковым. Скорее, звание единорога сделало ему рекламу. На самом деле процесс развивается очень медленно. И не важно, имеет компания статус единорога или не имеет.

Если клиенты не хотят работать с компанией, связанной со страной-соагрессором, или сотрудники этой компании не чувствуют себя в безопасности и хотят работать в более спокойном месте, то эта компания прекращает отношения с Беларусью и ПВТ.

— Какие настроения сейчас царят в ПВТ?

— Люди, с которыми я общаюсь, очень по-разному относятся к происходящему. Кто-то по-прежнему не без оснований рассматривает ПВТ как хорошую налоговую гавань. Кто-то считает, что лучше так, чем начинать жизнь с начала, ехать в Польшу или Литву с совершенно другими затратами, получая чуть большую зарплату.

А есть люди, конечно, которые категорически собирают вещи, становятся в очереди на апостиль, хотят ускорить свой отъезд, сделав это как можно раньше.  

— Экономист из BEROC Анастасия Лузгина считает, что сейчас нельзя ждать какого-то коллапса в IT-секторе нашей страны. Однако и питать надежд на бурное развитие этой сферы не стоит. Если попробовать заглянуть в обозримое будущее, при условии, что Беларусь без больших потерь выйдет из войны, можно ли рассчитывать на возвращение к прежнему уровню IT-сектора в нашей стране?

— Сейчас весь IT-сектор, а это не только ПВТ и разработка, сюда входят и А1, и «Белтелеком», в ВВП занимает 7-8%. Цифры эти по-разному интерпретируются. Но на самом деле когда-то мы целились и на 10% к 2023 году (такую долю IT-сектора в ВВП власти планировали в 2019-м — Ф). Очевидно, что 10% не будет.

Во-вторых, темпы IT-экономики замедляются, если не падают. Тут я согласен с экономистом, мгновенно ничего не произойдет.

Этот дирижабль долго надувался, он очень большой. И через эту не очень маленькую дырочку, через которую потихонечку вытекает воздух, он будет сдуваться очень долго.

А что касается возврата к росту, то нет сомнения, если страна вернется к демократическим принципам существования, если она выйдет из войны, возможно, даже без выплаты репараций, то начнут, наверное, возвращаться те, кто ушел.

А может даже наконец и новые компании начнут появляться. У нас же никогда не было R&D центров Microsoft, IBM, Cisco, что, условно говоря, в Европе встречается на каждом шагу. Есть надежда, что наш IT-сектор начнет прирастать гораздо большими темпами, чем до 2020 года.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.3(18)