Политика
Павел Михайлов

Кирилл: «Нет никакого белорусского языка и культуры…»

25 сентября на белорусскую землю прибывает Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви. Многие аналитики до сих пор спорят: кем в большей степени является этот человек — политиком или священнослужителем? Имперские высказывания Кирилла в свое время стали причиной «непаразумення» между поэтом Владимиром Некляевым и Александром Лукашенко.

Справка

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михалович Гундяев) родился 20 ноября 1946 в Ленинграде. В 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию. 3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество. В 1970-2009 гг. занимал ряд церковных постов (примечательно, что еще во времена СССР Кирилл некоторое время провел в Европе). В течение 20 лет являлся председателем синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС).

27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси (одним из его соперников был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет).

В статье из «Википедии» о Патриархе Кирилле отмечается: «В его (Патриарха – «С») адрес, как и в адрес прочих иерархов Московского Патриархата, рядом исследователей высказываются утверждения, что он сотрудничал с КГБ и всегда на первый план ставил интересы политического руководства». Если верить Компромат.ру, в документах советских спецслужб он проходит под оперативным агентурным псевдонимом «Михайлов».

Не менее интересны и увлечения Патриарха Кирилла. Его хобби явно нетипичные для священнослужителя: горнолыжный спорт, водные лыжи и скоростное вождение автомобиля.

Священнослужитель или политик?

То, что нынешний глава РПЦ зачастую занимается вещами, касающимися не только церковной жизни, отмечают многие. Политическая активность Кирилла отчетливо проявилась еще в бытность его митрополитом. В свое время его даже называли “министром иностранных дел”, а иногда даже и “премьер-министром” РПЦ. В одном интервью иерарх даже признался, что раздумывал о выдвижении своей кандидатуры на выборах президента РФ в 1996 году.

Свою политическую активность Кирилл очередной раз демонстрировал во время посещения Украины летом этого года. Тогда заявленный как пастырский визит имел явную политическую подоплеку и сопровождался в Киеве беспорядками и акциями протеста. Украинская пресса даже отмечала, что приезд Патриарха принес "не мир, но разделение".

Скандалом обернулось и его интервью в заключительный день поездки, когда глава РПЦ заявил, что не против того, чтобы проводить полгода в Москве, полгода в Киеве, и «был бы готов принять украинское гражданство». На следующий день управделами УПЦ архиепископ Митрофан (Юрчук) вынужден был отбиваться от прессы, уверяя, что Патриарх пошутил. Примечательно, что по итогам этой поездки глава РПЦ сразу же отчитался перед президентом РФ Дмитрием Медведевым, который, выслушав рассказ, заявил, что «намерен сделать ряд выводов».

— Бясспрэчна, Патрыярх Кірыл — чалавек адукаваны, разумны, але тое, што ён уключаны і ўвінчаны ў сучасную расійскую палітыку, гэта відавочна, — отметил в интервью “Салідарнасці” бывший постоянный представитель Республики Беларусь при ООН, поэт Геннадий Буравкин. — Гэты ягоны ваяж па Украіне выклікае многа пытанняў: ці ён выступаў як святар ці як палітык, чаго было больш у гэтай паездцы і навошта так адкрыта падтрымліваў несімпатычныя і яўна імперскія інтарэсы некаторых расійскіх палітычных колаў.

Я не хачу даваць ацэнак гэтай асобе. Бясспрэчна, гэта фігура важная і цікавая, але наколькі яна прагрэсіўная, пакуль адказаць не магу. Відавочна, што ён больш рэзкі, чым ягоны папярэднік Алексій, і нават больш сплецены з расійскай палітыкай. Але гэта ўсё мае ўражанні. Паглядзім, што прынясе ягоны візіт у Беларусь.

Митрополит Табачный

Кстати, в середине 90-х годов большинство публикаций о тогда еще митрополите Кирилле носили скандальный и разоблачительный характер. В основном это было связано с коммерческой деятельностью иерарха.

Так, в конце 1990-х — начале 2000-х годов СМИ обвиняли его в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х годов правительством РФ налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции. Как сообщал «Московский комсомолец», учрежденный Отделом внешних церковных сношений МП, председателем которого являлся Кирилл, фонд «Ника» осуществлял продажу сигарет, ввозившихся в Россию под видом гуманитарной помощи и потому освобождавшихся от таможенных пошлин. Количество ввезенной табачной продукции исчислялось миллиардами сигарет, а чистая прибыль — сотнями миллионов долларов США.

Митрополит Кирилл тогда признал факт сделок по импорту от лица ОВЦС, однако опровергал обвинения в личной заинтересованности, назвав публикации «совершенно конкретным политическим заказом». Как бы там ни было, но после этой истории к митрополиту приклеилась кличка Табачный.

Другим, доходным бизнесом, с которым был связан митрополит Кирилл, стал экспорт нефти. Бизнес-партнер митрополита епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США, входил в Совет директоров АО "Международное экономическое сотрудничество", которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн «черного золота» в год. Ежегодный оборот компании составлял около 2 млрд. долларов. Под ходатайствами МЭС в правительство РФ об освобождении от пошлин очередной крупной партии экспортной нефти, нередко стояла подпись самого Патриарха.

Всплывали в прессе и некоторые сведения относительно недвижимости, которой владеет Патриарх. В частности, говорилось о его доме в Швейцарии и еще ряде объектов в других странах, оформленных, правда, на другое имя. Следует учитывать тот факт, что, как и любой монах, митрополит Кирилл давал обет нестяжательства, то есть он не имеет права владеть личным имуществом: всё имущество, которым пользуется любой православный епископ, принадлежит РПЦ.

Кстати, во время недавнего визита Патриарха на Украину, журналисты обратили внимание, что часы Breguet на его руке имеют оценочную стоимость в 30 тысяч евро.

Язык мой — враг мой

Известен Патриарх Кирилл и своими высказываниями, зачастую довольно радикальными. Так поэт Владимир Некляев вспоминает, как ему доводилось слышать речь тогда еще митрополита Кирилла на праздновании 80-летия БССР.

— 1 студзеня 1999 года у Смаленску святкавалася юбілейная дата ўтварэння БССР, — рассказал “Салідарнасці” Владимир Некляев. — Я прысутнічаў там разам з Лукашэнкам і яго адміністрацыяй — ляцелі на адным самалёце. Ад Масквы прыехалі Селязнёў, выступаў і Кірыл.

Выступление священнослужителя тогда очень возмутило поэта.

— Ён сказаў, што паколькі ў залі сядзяць адукаваныя людзі, то яны ведаюць, што няма ніякай украінскай ці беларускай мовы і культуры, а ёсць агульнае вялікае рускае дрэва, да якога нешта выпадкова прышчапілася і ніяк не знікне. Яно само павінна хутка адмерці ці яго патрэбна састрыгчы, каб гэтыя пабегі не перашкаджалі дрэву развівацца і красаваць.

Не все тогда поддержали слова митрополита (в Смоленске хватает национально сознательных белорусов), но большая часть присутствующих все же зааплодировала.

— Такія рэчы падабаюцца імперскаму рускаму грамадству. Але што мяне здзівіла: разам з усімі тады запляскаў і прэзідэнт Лукашэнка. Здавалася б, чаго ж ты пляскаеш? Калі няма ні беларускай мовы, ні культуры, дык якой ты тады атрымліваешся краіны прэзідэнт? З гэтага моманту і пачалося маё адкрытае непаразуменне з Лукашэнкам.

С тех пор много воды утекло, однако и сегодняшнее отношение знаковых московских священнослужителей к белорусскому языку трудно назвать лояльным. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние высказывания диакона Андрея Кураева. Посмотрим, какую позицию в отношении суверенитета и культуры Беларуси озвучит Патриарх Кирилл в ходе своего визита…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)