Казакевич: «Всем понятно, если лошадь постоянно перегружать, однажды она все равно упадет»

Как изменить Конституцию, когда меньше года назад всех убедили, что этот вариант самый лучший? Мнение политолога, директора института политических исследований «Палітычная сфера» Андрея Казакевича.

— Очевидно, что для власти сейчас и конкретно для Лукашенко актуально стоит вопрос о том, каким образом вообще избежать выборов, — эксперт комментирует «Салідарнасці» последние заявления Лукашенко по поводу политической реформы. — Ему бы хотелось исключить из избирательной кампании какую-либо связь с настроениями населения.

И механизм с избранием президента на ВНС, то есть фактически отменяющий выборы, в фантазиях Александра Лукашенко представляется хорошим вариантом. Потому что любая политическая кампания все-таки требует и какой-то работы с населением, и каких-то финансовых расходов, и т.д. Он предполагает, что подобный механизм позволил бы всего этого избежать.

Политолог считает, что даже в условиях современной Беларуси подобные фантазии претворить в жизнь не так просто:

— Надо сказать, что серьезно такой проект еще не обсуждался. И перед конституционной комиссией, которая работала в 2021 году, этот вопрос вообще не ставился.

Не исключаю, что если бы Лукашенко тогда объявил о таких планах, это могло получить негативную реакцию. Тогда его положение еще было не настолько устойчивым.

Опять же в первом проекте Конституции, с которым нам предложили ознакомиться в августе прошлого года, когда он был напечатан, функции ВНС были крайне скромными, скорее, декоративными.

Практически некий механизм, позволяющий избежать выборов, отменять выборы и их результаты, начал разрабатываться только осенью 2021 года. И то впопыхах, потому что, например, в Конституции даже не была прописана процедура, каким образом этот орган (ВНС) формируется. И до сих пор, в общем-то, мы не знаем, как это будет происходить.

Все это говорит о том, что сама идея, возможно, и витала в воздухе до этого, но обсуждать ее начали только перед самим референдумом.

Для того чтобы ее реализовать, существуют определенные препятствия.

Любая политическая кампания сейчас — это дополнительные риски. Может произойти непредсказуемое вмешательство России, чтобы склонить ситуацию в ту или иную сторону.

Может оказаться непредсказуемой реакция со стороны населения, потому что, в общем-то, напряжение в обществе сохраняется. Я не говорю о том, что люди пойдут протестовать. Но риск получить что-то неожиданное все равно присутствует.  

Любая политическая кампания — это дополнительный стресс. Страна и так существует в состоянии стресса. Был стресс 2020 года, был стресс 2021 года из-за репрессий, был стресс, связанный с референдумом 2022 года.

Напряжение есть. Я не говорю о том, что решение об очередном изменении Конституции обязательно вызовет протесты. Но мы знаем из истории, что иногда выступления происходили совершенно спонтанно.

Тем более, все идет от экономики. А в регионах, например, экономическая ситуация очень плохая. И ожидать, что она будет как-то улучшаться, не приходится. Поэтому напряжение будет сохраняться и расти. И здесь всем понятно, если лошадь постоянно перегружать, однажды она все равно упадет, — рассуждает Андрей Казакевич.

Он напомнил, что в начале года Конституция уже была изменена и тогда власти приложили достаточно много усилий, чтобы убедить всех в том, что она «гениальная».

— Не думаю, что теперь можно просто так взять и отменить эту Конституцию, ведь сколько было потрачено сил для того, чтобы объяснить, какая она правильная.  

Кроме того, не так это просто назначить в каждом коллективе делегата и возложить на него такую ответственность. А вдруг заговор, вдруг проголосуют не так?

Мало ли что, кто окажет влияние на избранных делегатов ВНС? Как поведет себя Россия? Это надо учесть, продумать весь механизм: каким образом будет назначаться президент, каким отстраняться, как система должна себя вести в чрезвычайной ситуации. Очень много вопросов.

Здесь нельзя ограничиться двумя предложениями. Должна быть проведена комплексная работа по подготовке новой Конституции с учетом всех рисков. Повторюсь, любые выборы, любая кампания — это стресс, риск и неизвестно какие последствия для системы.

— Ближайшие выборы — парламентские. Лукашенко высказал и свои пожелания по поводу многопартийности, при которой партий как бы должно быть много, но все они должны быть лояльны к власти.

— У власти есть полтора года, чтобы подготовиться к этим выборам. То есть устранить все риски. Скажем, могут ввести ограничения, когда баллотироваться смогут только кандидаты от партий.

При этом основной тест проверки на лояльность в нашей системе — это то, как себя вели люди в 2020 году. Провластные коммунисты были лояльными, не было проблем и с партией Гайдукевича (ЛДПБ). На основе «Белой Руси» можно создать партию, еще что-то подобное. Да и трех уже достаточно.

А на то, чтобы оппозиционно настроенные граждане даже не вздумали предлагать свои кандидатуры, и работает вся репрессивная машина, запугивая людей постоянными арестами и судами. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(19)