Комментарии
Виктор Мартинович, «Белгазета»

Какой рейтинг у Винни-Пуха?

Вот уже несколько лет мы со студентами вуза, в котором я преподаю, играем в интересную игру. Я разделяю курс на две части и предлагаю первой группе на основании официальных данных Минстата РБ за I полугодие доказать, что в экономике Беларуси — полный шоколад, рост и счастье.

Вторая группа на основании официальных же данных Минстата должна доказать, что в стране — рецессия, кризис и без пяти минут дефолт.

Может показаться, что игра предсказуема: поскольку данные разрешено использовать исключительно официальные, выигрывать всегда должна та группа, которая «за стабильность».

Но это не так. Более того, за последние 3 года соотношение у нас — два к трем в пользу тех, кто видит «только плохое».

И не надо думать, что эта игра отражает реальное положение дел и означает, что в экономике действительно все на две трети плохо и лишь на одну — хорошо.

Единственное, что отражает игра — умение студентов манипулировать цифрами.

Когда сильней «позитивная» группа, по итогам занятий остается ощущение хорошей динамики и плавного выздоровления «пациента». Когда эффективней группа «пессимистов», даже те, кто выступают «за стабильность», признают, что их доводы разбиты.

Эта «лабораторная работа» всегда заключает в себе интригу и, как правило, растягивается на две университетских пары вместо запланированной одной: стороны снова и снова просят слова и выдают очередную порцию цифр, опровергающих позицию «врага». Иногда доходит до крика, так накаляются страсти.

Я вот думаю: а что если бы одним приходилось доказывать, что земля квадратная, а не круглая? Преуспели бы они?

Американский социолог Дебора Стоун учит нас мысли, что любая цифра — не реальность, а то, что от нас реальность загораживает.

Показатель средней зарплаты в Беларуси ровно ничего не говорит о том, как живут в Беларуси.

Если попадется опытный манипулятор, он сравнит этот показатель с молдавским или украинским и докажет, что зарплата у нас большая.

Если этот опытный манипулятор будет работать на «другой стороне», он же сравнит среднюю зарплату с норвежской или американской и убедительно продемонстрирует, что все мы — нищие.

Со временем я выучил наизусть их приемы и всю их логику. Группа оптимистов всегда рано или поздно начинает напирать на рост промышленного производства и увеличение ВВП (потому что ВВП всегда хотя бы чуть-чуть да увеличивается. Ну хотя бы в сравнении с 1999г.).

Их противники — вспоминают про складские запасы, тающие ЗВР, отрицательный баланс внешней торговли (после чего с ними становится резко сложно спорить).

К концу занятия у победившей группы остается иллюзия того, что она доказала «правду». У меня же в голове пульсирует ощущение острой неуверенности наших отношений с реальностью: если цифры могут настолько врать, в ту или другую сторону, то как врет все остальное?

Рейтинги, подобные тому, в котором вдруг оказалась «хорошая» Беларусь, нужны лишь для того, чтобы универсализировать наше восприятие. Доказать, что взгляд на действительность со стороны некой институции важней того, что мы чувствуем.

В то время как мир наших чувств — идеальный, многоканальный, невообразимый по своей сложности «рейтинг».

Не нужно читать отчет Transparency International, чтобы понять, есть ли в Беларуси коррупция. Совершенно бессмысленно знать, какое место мы занимаем в перечне стран, ущемляющих свободу слова.

Не нужно прислушиваться ко всем этим звучным формулировкам вроде «последняя диктатура Европы».

Достаточно 15 минут посмотреть телевизор, любую новостную программу. Здоровый человек, имеющий глаза и уши, поймет все и сразу. Поймет на таком уровне, который не выявит ни один самый «объективный» и «полный» рейтинг.

Ну и напоследок, чтобы окончательно разобраться с рейтингами... Вот возьмем Винни-Пуха. Он хороший или плохой? С одной стороны, он — хороший. Потому что он — медведь, он добродушный, у него приятный голос с хрипотцой, он поет веселые песенки. Он умеет дружить, он ходит в гости, в т.ч. по утрам, когда человеку особенно одиноко.

С другой стороны, у него очевидные проблемы с лишним весом, он любит есть за чужой счет, он прикончил все варенье у кролика и разбомбил его дом.

Он недалек, т.к. думает, что пчелы примут его за «тучку», он плоско шутит, пытаясь развеселить ослика Иа, он нарушает общественный порядок своими «шумелками, пыхтелками и сопелками», мешая зверям мирно отдыхать в тихом лесу.

Словом, он — вместилище пороков, дурных привычек и невоздержанности в питании. И он же — няшка и мимими.

Попытаемся вообразить себе Винни-Пуха в форме рейтинга. Он демократичен? Ему свойственны коррупционные проявления? Он любит свободу слова или ему присущ авторитаризм? Я не знаю!

Мне кажется, в Винни-Пухе не это главное. А главное можно почувствовать, только прочитав книгу Алана Милна либо посмотрев мультфильм, озвученный гениальным Евгением Леоновым. То же самое и со страной.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)