Политика
Руслан Горбачев, фото photo.bymedia.net

«К аресту Автуховича привела борьба между КГБ и МВД»

10 марта в Верховном суде начинается рассмотрение дела волковысских предпринимателей Николая Автуховича и Владимира Осипенко. Они – первые граждане Беларуси, обвиняемые в подготовке террористического акта, наказанием за которое может стать пожизненное заключение или смертная казнь. Олег Волчек, доверенное лицо семьи Николая Автуховича, рассказал «Салідарнасці» каковы могут быть истинные причины их ареста и чем может завершиться суд.

Напомним, что предприниматели Николай Автухович, Владимир Осипенко и Юрий Леонов были задержаны 8 февраля 2009 года. Леонова спустя полгода освободили. Другие арестованные, как рассказал «Салідарнасці» руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек, будут обвиняться на суде по трем статьям Уголовного кодекса:

– ст. 218 ч. 2 – умышленное уничтожение либо повреждение имущества;

– ст. 295 – незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

– ст. 359 ч. 3 – террористический акт (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).

Процесс будет вести судья Алексей Тетюхин.

– Олег Константинович, с ваших слов обвинения, предъявленные Автуховичу и Осипенко, явно абсурдные. Отсюда один из главных вопросов: какова может быть истинная причина их ареста?

– Я считаю, что к аресту Автуховича и его товарищей привела борьба между КГБ и МВД. Через своих осведомителей КГБ подбросило милиции идею, что найденный в 2005 году в Гродно гранатомет – дело рук Автуховича. Более того – попытка теракта в отношении председателя Гродненского облисполкома Савченко.

Милиция эту «утку» схватила. Дело рассматривалось в МВД на самом высоком уровне. Свидетельство этому: только министр Наумов мог отдать приказ о направлении спецподразделения «Алмаз» на задержание Автуховича, Осипенко и Леонова.

В Волковыск с аппаратурой приехали искать оружие около 40 человек. Но, проведя многочисленные обыски, никакого оружия и боеприпасов они так и не нашли.

Дело о «теракте» милиция пыталась сбросить прокуратуре и КГБ. С делом ознакомились все, в том числе Совет безопасности. Даже МИД подключали – помните, эксперта из Германии приглашали?

Но «громкое» дело так никто и не взял. МВД деваться было некуда, и в июле 2009 года было заявлено: да, Автухович задержан по делу о теракте.

Дело обещали передать в суд сначала в сентябре, затем в октябре, но в итоге дотянули аж до 2010 года. Очевидно, следствие не могло найти доказательств. Следует отметить, что Автухович и Осипенко будут первыми гражданами Беларуси, обвиняемыми по статье «терроризм».

– Почему же, Автуховича и его товарищей решили задержать без них в феврале 2009-го?

– 21 января прошлого года Николай Автухович вместе со мной и Александром Комаровским подписал обращение к Александру Лукашенко с требованием до 15 февраля вернуть льготы всем белорусским афганцам. Напомню, у нас были ликвидированы льготы на протезирование, лекарства, проезд, санатории, коммунальные платежи и др.

В обращении мы указали, что отказываемся от медалей в честь 20-летия вывода войск, и заявили, что если вопрос о льготах решен не будет, то создадим независимое общественное объединение ветеранов боевых действий «Защитники Отечества». Этот документ подписали около 400 человек.

В регионах власти стали на уши. На афганцев начали давить, просить забрать заявление и пойти получить медаль.

Возможно, в этот момент Лукашенко положили докладную записку о попытке реанимировать создаваемый еще Захаренко «Союз офицеров» и сборе афганцами оружия. Власти испугались не на шутку…

Полагаю, все эти процессы – борьба КГБ и МВД, желание местных властей убрать Автуховича, открытое обращение афганцев к Лукашенко – в сумме и привели к аресту волковысских предпринимателей.

– Вы сказали, что МВД попалось на «утку». Почему же оно, не имея, по вашим словам, доказательств, затем не отказалось от дела о теракте?

– Во-первых, нужно было спасать честь мундира. Во-вторых, после отставки Наумова с поста министра от них уже ничего не зависело.

Я считаю, что КГБ, в том числе благодаря этой «утке», своих целей добилось. Внимание руководства отдела по борьбе с организованной преступностью и сильнейших следователей было отвлечено, и в итоге МВД войну КГБ проиграло.

– Кроме попытки совершить теракт Автуховича и Осипенко обвиняют в поджоге имущества экс-начальника Волковысского РОВД и налогового инспектора. Что вы можете сказать на этот счет?

– По организации поджогов в 2005 году. Автуховича и его товарищей проверяли на причастность к этому делу в том же году, но доказательств их вины не нашли. Более того, за совершение поджогов были осуждены два человека – сейчас они отбывают наказание в местах лишения свободы.

Самое интересное, что когда 8 февраля 2009 года задержали Автуховича и Осипенко и вновь обвинили их в поджогах, бывший начальник Волковысского РОВД Коцуба и налоговый инспектор были в шоке. Никаких заявлений в отношении Автуховича и его товарищей они не писали.

Считаю, что дело по поджогам возобновили формально, чтобы начать раскручивать арестованных по делу о теракте. Все началось с показаний против них бывшего сотрудника фирмы Автуховича Александра Ларина. Насколько мы знаем, Ларин дал показания о готовившимся теракте против председателя облисполкома Савченко и замминистра по налогам и сборам Каменко только после второго задержания.

Отмечу, что гранатомет, из которого якобы должны были стрелять по Савченко, был обнаружен в 2005 году. В тот момент, когда сам Автухович уже 14 дней находился в следственном изоляторе по своему первому делу (в 2006-м предприниматель был осужден по экономической статье на 3,5 годаР.Г.).

– Версия о покушении на Савченко возникла в 2005-м?

– Нет. Версия о террористическом акте появилась у следователя только в феврале 2009 года. Гранатомет был найден на клумбе около школы, к которой примыкает дом Савченко.

По делу было допрошено около 200 человек, около десятка были закрыты на 10 суток в качестве подозреваемых. Но это ничего не дало.

– Выходит, у обвинения по большому счету есть только свидетель Ларин?

– По теракту – да. Есть еще свидетель, знакомый Автуховича по Волковыску, который показал, что тот в присутствии нескольких человек предлагал ему поджечь дома начальника РОВД и налогового инспектора. Но отпущенный на свободу Леонов заявил, что ничего такого не слышал.

– Как чувствует себя сейчас Автухович?

– Нас очень беспокоит его состоянии здоровья. Напомню, последняя его голодовка длилась в тюрьме 91 день. Для сравнения: недавно на Кубе диссидент умер после 85 суток голодовки.

Мы не знаем, как Автухович вышел из голодовки: на наше требование проверить его на УЗИ ответили отказом. У него выпали зубы, не дают лечить десна. Автухович намекал, что, возможно, объявит голодовку в протест об отсутствии лечения.

– Что с семьей Автуховича?

– Его семья разбита. Дочь учится в Польше по программе Калиновского. У жены проблемы со здоровьем и нервами. По некоторой информации, прорабатывалась версия, что покушением на Савченко могла руководить она.

В настоящий момент Лена на контакт ни с кем не выходит, и где она сейчас я не знаю. В целях безопасности она оформила на меня доверенность, с которой я могу представлять интересы семьи в суде.

От имени семьи Автуховича я хочу поблагодарить демократическое сообщество за поддержку и помощь.

– Ваш прогноз: как завершится суд над Автуховичем и Осипенко?

– Боюсь, шансов на оправдание Автуховича и Осипенко практически нет. Генпрокурор мог прекратить дело за недоказанностью, но не прекратил. Судья мог отправить дело на доработку, но не отправил.

Да и вспомним, как завершались дела в отношении Маринича, Козулина, Климова… Но будем надеяться, что закон восторжествует.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)