Комментарии
Ярослав Романчук, naviny.by

«Глава страны не резиновый. Всё-таки уже на пенсии»

В начале сентября 2014 года почти все 49 тысяч с хвостиком государственных служащих Беларуси затихарились.

Лукашенко поглощён большими международными делами, связанными с войной между Россией и Украиной. Вот-вот прорвёт в европейском направлении. Не исключено, что американцы подтянутся. К ноябрю впору начинать переговоры с МВФ по поводу очередного кредита...

Фон для получения кредита благоприятный — внешнеэкономический шок, вызванный военными действиями двух главных партнёров Беларуси. Под такой форс-мажор Фонд вполне может дать $ 3 – 5 миллиардов. Такие ресурсы были бы белорусским властям ох как кстати. В 2015 году на погашение и обслуживание внешнего госдолга они должны изыскать $ 4 млрд., из которых $ 1 млрд. — это проценты.

«Живых» денег в таком объёме в золотовалютных резервах нет, да и состояние платёжного баланса оптимизма не добавляет. Так что нормализация отношений с Западом имеет явный финансовый привкус. Если есть возможность заработать политические и экономические дивиденды, грех было бы этим не воспользоваться. На этот раз Александр Лукашенко активно вовлечён в большую политику между Западом, Россией и Украиной. Есть хорошая возможность капитализировать отношения со всеми участниками переговоров одновременно.

Шанс есть, команды нет

Большая политика на время затмила внутренние проблемы. Глава страны не резиновый. Работать в режиме 24/7 и успевать везде невозможно. Всё-таки Лукашенко уже на пенсии. Поэтому приходится выбирать приоритеты и расставлять кадры так, чтобы они обеспечивали выполнение воли президента.

А кадры как только почувствовали, что босс занят, переключили себя в режим прокрастинации и решения личных вопросов. За 20 лет глава страны так и не создал команду единомышленников, которая готова ковать железо, пока оно горячо. Есть слуги — нет партнёров. Есть исполнители – нет мыслителей. Есть подхалимы — нет почитателей. Есть очковтиратели – нет правдорубов.

Вертикаль держится на материальных интересах номенклатурных начальников, которые успешно монетизируют свой административный ресурс, а также на их партнёрах в государственном и частном секторах. Они рассуждают примерно так: «Схемы распила государственных активов налажены. Места у бюджетных потоков насижены. От добра добра не ищут. Периодическое жертвоприношение — это правила игры. Даже от тюрьмы можно откупиться». Общность коммерческих интересов цементирует систему управления. Изменение структуры собственности, интенсивности и направления бюджетных потоков грозит резко ослабить «цемент».

Чиновники не разделяют энтузиазма Лукашенко, не чувствуют уникальность момента. Им бы день продержаться да ночь простоять. А тот поместил большинство из них в весьма неудобное подвешенное состояние. Опций, как правило, три: продолжение работы, возможно, с повышением, увольнение и уголовное дело. Поскольку чётких критериев для определения будущего чиновников нет, то все они работают по принципу «от сумы да тюрьмы не зарекайся». Помните, в какой грубой форме был уволен бывший глава Минской области Борис Батура? А ведь, по словам президента, это был один из лучших государственных служащих! Примеров увольнения худших из тех, от кого решили избавиться, полно, в том числе из зала судебных заседаний.

Чиновники зубами вгрызлись в недвижимость

Исполнительская дисциплина в вертикали давно хромает. Распорядители чужого, глубоко и детально изучив своего шефа, понимают, какую работу можно «завалить», а что обязательно нужно сделать на «отлично». Не дай Бог, чиновники провалят дожинки, славянский базар, лыжню, евровидение, селекторное совещание или организацию некого международного саммита – голова с плеч. Есть длинный список скучных тем, которые годами не сходят с повестки дня, но за их провал ещё никого не наказали.

А. Лукашенко превратился в пастыря, который на каждой службе/совещании увещевает паству: «Не крадите! Будьте ответственными хозяевами! Не мошенничайте! Относитесь к чужому, как к своему!» Но от того что священники каждый день просят людей не пить, не бить супругов и не богохульствовать, мало что меняется.

Не получается у распорядителей чужого относиться к казённому как к своему. Президент Директиву № 4 ещё в 2010 году подписал. Ею он приказал передать неиспользуемое или неэффективно используемое имущество предпринимателям. Глава страны замахнулся на святая святых номенклатуры — на имущество в их руках. Вот они его и бортанули.

По состоянию на 1 июля 2014 года из республиканской собственности сдаётся в аренду или безвозмездное пользование 2359,8 тысяч квадратных метров, а неиспользованными остаются 452,3 тысяч. Коммунальной собственности сдаётся 7336,2 тысяч квадратных метров, а неиспользованными остаются 1446,4 тысяч. В целом неиспользованной государственной собственности в Беларуси 1 миллион 899 тысяч квадратных метров, а в аренду сдаётся 9 млн. 696 тысяч. Давайте посчитаем, сколько денег выручили бы органы госуправления, если бы аренда была на рыночных условиях. Возьмём скромную цену в $ 10 долларов за 1 квадратный метр. Ежемесячно от аренды государство должно было бы получать почти $ 97 млн., или $ 1,16 млрд. в год! Ежемесячная упущенная выгода от неиспользуемого недвижимого имущества составляет $ 19 млн., или $ 228 млн. в год! Таких сумм даже близко в бюджете нет – ни в республиканском, ни в местных.

Недвижимость является одной из самых коррумпирующих чиновников коммерческих тем. Одновременно она используется как инструмент дискриминации частного бизнеса и даже барьер входа на рынок. Одно дело, когда вы получаете офисные, производственные помещения под $ 1 за квадратный метр, другое — по $ 20. Манипуляции ценами на недвижимость приводят к искажению структуры производства. Новые виды экономической деятельности с трудом могут получить необходимую недвижимость на тех же условиях, что и традиционные. Вывод недвижимости из-под контроля чиновников должен быть одним из главных решений как в рамках создания благоприятного делового климата для развития предпринимательства, так и для борьбы с коррупцией. Львиную долю арендуемого имущества нужно по остаточной стоимости продать арендаторам. По особо привлекательным объектам можно провести аукцион по продаже имущества. Чтобы чиновники не затягивали процесс, необходимо зафиксировать дату очищения республиканских и местных органов власти от той недвижимости, которую они сдают в аренду и не используют. Национальные интересы от такой распродажи имущества явно не пострадают. Экономическая безопасность только укрепится, поскольку на порядок меньше станет очагов мелкой, разлагающей систему госуправления и бизнес коррупции.

Сколько квадратных метров нужно госслужащим

Не менее важный вопрос — разобраться с недвижимым государственным имуществом, которое используется органами госуправления. В республиканской собственности находится 40641 тысяча квадратных метров, а в коммунальной — 71541 тысяча. Понятное дело, что для выполнения органами госуправления своей работы такие огромные площади не нужны. Достаточно сделать простую калькуляцию. В Беларуси 118 районов, 113 городов, 90 посёлков городского типа и 23251 деревня. Плюс областные и республиканские органы власти. В них занято 68,8 тысячи работников, включая госслужащих. Если на каждого выделить 15 м2, то всего на содержание исполнительных органов власти нужно чуть больше 1 миллиона квадратных метров помещений. Всего же в руках у распорядителей чужого сейчас более 112 миллионов квадратных метров недвижимости. Добавим ещё 20 миллионов на людей в погонах и тех, кто оказывает услуги государства по обеспечению безопасности жизни, здоровья и собственности. Всё остальное можно и нужно продать, как единые имущественные комплексы. Без сомнения, сотни тысяч частных хозяев гораздо качественнее будут управлять недвижимым имуществом и всем тем, что в нём находится, чем распорядители чужого.

Нацбанк мучается, не зная, как создать спрос на деньги, а тут десятки миллионов квадратных метров просто просятся на продажу! То же самое касается земли, которая лежит у нас мёртвых грузом, за исключением городов и зон для коттеджей вокруг них. Формирование полноценного рынка земли также способно поглотить десятки триллионов Br-рублей. Однако чиновники совсем не хотят браться за землю и недвижимость, потому что эти товары являются важным источником их административного ресурса. А Лукашенко не решается заставить их включить это в сферу рыночных отношений. Безрезультатны также требования навести порядок с расчётами, складскими запасами, неэффективными инвестиционными проектами и тупиковыми государственными программами. Чиновники неохотно, но соглашаются на сокращение работников госорганов, но рычаги управления экономикой и госимущество держат мёртвой хваткой.

Для имитации бурной деятельности они делают то, что умеют: проводят совещания, заслушивают отчёты, встречаются с руководителями предприятий и трудовыми коллективами. Иногда доводится пересекаться и с обыкновенными людьми, в редкие часы приёмов. В итоге сегодня интересы А. Лукашенко и старых номенклатурных начальников всё больше расходятся. Кто станет жертвой неизбежного конфликта, мы увидим ещё до президентских выборов, но апогей противостояния будет уже после них, в 2016-2017 годах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)