Коктейль
Татьяна Гусева, фото героев – из их страниц в Facebook

«Если отобрать у нас Facebook, нам станет неудобно. И мы, возможно, поменяемся»

Facebook делает несчастным – такой вывод сделали американские ученые, проведя исследование среди пользователей социальной сети.

Как влияет Facebook на жизнь белорусов? «Салідарнасць» расспросила политика, правозащитницу, антижурналиста, писательницу, блогера и профсоюзного активиста.

Татьяна Ревяко: «Facebook — гэта як выйсці ў свет, не выходзячы з дому»

Правозащитница Татьяна Ревяко не входит в число тех, кого Facebook делает несчастливыми.

— Я дастаткова малады «фэйсбучнік» — гады паўтары ў сацсетках. Можа быць, у сувязі з тым, што ў Беларусі няма шырокай публічнай пляцоўкі, якая б задавальняла многіх, Facebook — гэта адна з магчымасцяў камунікацый. Гэта як выйсці ў свет, не выходзячы з дому.

Для мяне гэта таксама інструмент абмену меркаваннямі з тымі людзьмі, якія мяне цікавяць.

Акрамя таго, Facebook дае магчымасць бачыць людзей па-за межамі іх прафесійных ці сацыяльных функцый. Я даведваюся пра цікавыя дэталі, якія ажыўляюць вобразы палітыкаў, грамадскіх дзеячоў, журналістаў як асобаў.

Акрамя прафесійнай і сяброўскай камунікацыі, Facebook дае магчымасць паказаць, якая я ёсць у жыцці: са свамі слабасцямі, клопатамі і смешнымі сітуацыямі, якія часам здараюцца.

Анатолий Лебедько: «Для мяне гэта крыніца інфармацыі, якую не знойдзеш у мас-медыя»

Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько тоже не чувствует себя несчастным в Facebook.

Политик регулярно обновляет свою страничку в соцсети: его подписчики первыми узнают о приключениях лидера ОГП на утренних пробежках, о его задержаниях и видят фото сыщиков, которые за ним наблюдают в кафе.

— Facebook дапамагае мне рэалізоўваць мае задачы як палітыка. Калі чалавека не можаш знайсці па тэлефоне, часам гэта магчыма праз сацсетку. Дзякуючы Facebook ты можаш аператыўна рэагаваць на падзеі. Гэта самы хуткі інструмент інфармавання людзей. Акрамя таго, гэта крыніца інфармацыі, якую не можаш знайсці ў беларускіх СМІ.

Андрей Кабанов: «Благодаря Facebook я стал популярным»

Блогер Андрей Кабанов считает, что в отличие от американцев, которые посредством Facebook общаются и «котиков друг другу отправляют», для нас эта сеть – основной канал информации.

— Пять лет назад мой день начинался с просмотра электронной почты, сегодня — с Facebook. Этот сервис удобен инструментариями. Собрал 15 человек — вот тебе и мини-офис. Раньше у меня было несколько близких друзей, с которыми мы время от времени встречались, а теперь весь мир у наших ног. Благдаря соцсети я сблизился со знакомыми, которые «потерялись» в других странах.

Айфон, а значит и Facebook, всегда в кармане у Кабанова.

—В туалет и душ с ним не хожу, — уточняет он.

Из 500 бесплатных минут в месяц он выговаривает 30-35. Зато в соцсети ни дня без поста. Да что там дня! Бывает, ежечасно обновляет статусы: «Все зависит от того, что день диктует».

Кабанов признает, что стал популярным в том числе и благодаря это соцсети. Кто же не помнит его видео с Андреем Туром (на тот момент замминистра экономики) на приеме в шведском посольстве, и ставшую культовой фразой в Беларуси «Дружище, ты живешь не по средствам!». Кстати, на youtube ролик собрал более 180 тысяч просмотров.

Жизнь в Facebook приносит Андрею Кабанову разные чувства.

— Я от души радуюсь за счастливые семейные пары и их детей. И сочувствую тем, у кого что-то стряслось.

Светлана Курс: «Сацсеткі заўжды можна кінуць»

Писательница Светлана Курс, известная читателям как Ева Вежнавец, считает правильными выводы американских ученых, установивших зависимость: чем больше времени мы проводим, общаясь в интернете, тем меньше степень удовлетворенности от жизни.

— Facebook не робіць мяне няшчаснай, але ён адбірае шмат часу, а гэта — каштоўны рэсурс. І таму я пастанавіла: выдзеліць на яго дзве гадзіны ў тыдзень. Гэта сьвежае рашэньне — яму толькі тыдзень. Але мне ўдасца. Сацсеткі заўжды можна кінуць.

— Для пісьменніцы ёсць увогуле нейкая карысць ад Facebook?

— Бадай, не. Наадварот, гэта вычэрпвае крэатыўнасьць, калі яе ў чалавеку замала.

— Значыць, раманаў кшталту «З сынам на Фэйсбуку» мы ад вас не дачакаемся?

— Цікавая ідэя, — улыбается Светлана. — У мяне няма такіх плянаў, тым больш я далёка ня ўсё пішу пра сына, бо гэта прыватнае жыццё. І ўвогуле, ён ня хоча ўзяць мяне ў фрэнды. Бо браць бацькоў у фрэнды — адстой!

— Ці ёсць у вас знаёмыя, якіх Facebook зрабў няшчаснымі альбо шчаслівымі?

— Не. Ніхто ня скардзіўся, ніхто ня радаваўся.

Андрей Стрижак: «Публичным персонам всегда нужно быть готовым к разоблачениям»

Активист профсоюза РЭП Андрей Стрижак считает Facebook мощнейшим стимулятором нервной системы.

— И как с любым стимулятором нужно быть осторожным, — предупреждает собеседник. — Facebook не рекомендую пользоваться чувствительным людям, беременным и малолетним. А если серьезно, то эта социальная сеть может быть рабочим инструментом, источником информации, пространством для флирта и знакомств, упражнением в остроумии. Но он не должен становиться вашим близким другом.

Андрей Стрижак советует держать дистанцию в отношениях с соцсетями и искать счастье в реальной жизни, а не за монитором компьютера, на экране смартфона или планшета.

— Для меня Facebook — это прежде всего рабочий инструмент. Содержание негатива в нем зачастую зашкаливает, но это, скорее, связано с его спецификой.

— Из-за пикантных фото в соцсетях и интернет-СМИ вся страна узнала о том, что среди финалисток конкурса «Мисс Минск-2013» есть стриптизерши и девочки go-go. А некто Чуденцов за нехорошее поведение в соцсетях лишился работы на TUT.BY. Как видишь, и у нас есть люди, которых соцсети если не сделали несчастными, то, как минимум, испортили настроение.

— Зачастую люди, имеющие открытые профайлы в социальной сети, не до конца осознают насколько открытой и уязвимой становится их личная информация. Неоднозначные фото, записи, публичные комментарии — все это доступно всему интернет-сообществу. Никогда не знаешь, кто именно и с какой целью читает твой профайл, поэтому публичным персонам всегда нужно быть готовым к такого рода разоблачениям, как в случае Чуденцова или «Мисс Минск».

Старая пословица про тайное и явное в наше время стала еще актуальней, а личная информация еще доступней, в том числе и для недоброжелателей. Поэтому социальные сети могут стать причиной для расстройств и, в некоторых случаях, даже краха жизни.

В общем, нужно помнить о том, что облик и поведение в социальной сети, так же хорошо видны публике, как и поведение в любом общественном месте. И если кто-то хочет хамить в интернете и оставаться белым и пушистым в реале, то это вряд ли удастся.

«Белорусы следят за Плошчай из Интернета. Это очень удобно»

Блогер и антижурналист Виктор Малишевский предполагает, что американские ученые стали жертвами троллинга.

— Мне кажется, что если ученые двух универов тратят свое время на изучение Facebook, то результат очевиден: это несчастные ученые, у них нет тем для исследования.

Малишевский предлагает ученым закрыть свои аккаунты на Facebook или попробовать сделать это.

— Они станут счастливее, когда не будут противопоставлять общение в социальной сети общению вживую или по телефону.

— У нас тоже говорят, что все несчастные и одинокие вечером в пятницу висят в соцсети.

— Не говорят, а пишут в Facebook. То есть смеются сами над собой. А это не так и плохо. А еще говорят, вечер пятницы — время, когда человек напивается. Так что Facebook не такая уж плохая альтернатива

Собеседник говорит, что легко смог бы обойтись без этой социальной сети, но не без Интернета.

— У меня не пересекаются Facebook и удовлетворение жизнью. В соцсети меня может огорчить хамство, но в жизни я его вижу больше. Поднять настроение может обсуждение какой-нибудь интересной мне темы. Иногда это настолько крутое обсуждение, и оно так афористично, что понимаешь: нет другой такой площадки для общения. Трудно собрать вживую разных людей и обсуждать культурную тему, а в Facebook — нет проблем.

Для Малишевского соцсети — это развлечение.

— Я думаю, как и для всех пользователей. Но не все себе могут в этом признаться.

В революцию через социальные сети блогер не верит:

— Так нет никакой революции через интернет. Это красивый миф. Я часто выступаю на конференциях с блогерами из Египта и Алжира, и всякий раз спрашиваю у них публично: «Ну, а если бы не было «твиттеров-фейсбуков», задохнулась бы ваша революция?». И каждый раз они вынужденно проговаривают: «Это не интернет. Все было бы и так».

— Но как катализатор интернет и соцсети могут действовать?

— Как катализатор интернет действует наоборот. Белорусы следят за Плошчай из интернета — это очень удобно. И жалуются на власть в интернете — тоже удобно.

Наша страна доказала, что интернет не смог совершить революцию: он в это время был занят другим. Например, все читали в нем «Хартию».

Мы всякий раз ищем того, кто возглавит нашу оппозицию, станет лидером и сможет сменить власть. Сначала мы искали своего Коштуницу, потом своего Ющенко, Навального (хоть тот пока ничего не выиграл). А еще у нас есть интернет, на него у нас самые большие надежды. Потому что больше ничего и нет, а он нам дал комфорт и удобство.

Но что-то мне подсказывает, что в диктаторской стране (а о нас так все кругом говорят, и даже наши власти) всем должно быть неудобно. Неудобно жить, неудобно бороться за что-то, неудобно за себя или за эти свои удобства. Так что если отобрать у нас наши «фейсбуки», нам станет неудобно. И мы, возможно, тогда поменяемся.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)