Беседка
Рита Измайлова, ”Утро”

Эдуард Ханок:<br>«У Пугачевой — творческий климакс»

По мнению Ханка, в российской эстраде сейчас наблюдается серьезный застой: ничего и никого новенького. Создатель "теории волн" в шоу-бизнесе рассказал корреспонденту "Yтра" о продолжении исследований в области творческих взлетов и падений.

— Эдуард Семенович, скоро в одном из московских издательств выйдет ваша книга "Пугачевщина. 10 лет спустя". О чем она?

— "Пугачевщина", которая выйдет в этом году, — моя вторая книга о российской эстраде. Мне повезло, что первая, выпущенная на Украине, тут не продавалась, сегодня я считаю её черновиком. Я знакомлю читателя с "теорией творческих профессий", по которой, как мне кажется, живет все человечество, а точнее, с первой ее составляющей — "теорией творческих волн".

Я "препарировал" эстрадное сообщество и вывел положения развития любого творческого процесса и любой творческой личности. На изучение и обоснование первой части "теории творческих профессий" — "теории волн", я потратил лет двадцать. Примерно столько же потребуется на выстраивание второй — "теории творческой борьбы и отношений".

— А что вы думаете об огромном количестве "безголосых" исполнителей?

— Люди все время путают классическую музыку с эстрадной. В классике зафиксированы абсолютно точные голоса: тенор, сопрано, меццо-сопрано и т.д. Эстрада — это веер звучаний: от "сладкоголосого" Фили до "безголосого" Бори.

Классические голоса соревнуются, кто лучше и точней исполнит уже известные партии из Чайковского, Верди… В эстраде же каждый приходит со своим багажом и уходит вместе с ним в никуда. И задачей исполнителя на эстраде является попытка выделиться из общей массы, найти свое лицо, свой репертуар, свою окраску голоса.

В этой профессии главное не голос, а имидж, а голоса надо ровно столько, чтобы не испортить этот имидж. И голоса "измерять" бесполезно. На днях Пенкин на ТВ порывался показать свои четыре октавы. Кому они нужны?

— В своей "теории творческих профессий" вы выносите строгий приговор многим звездам…

— Потому что неотвратим не только их "творческий климакс", но и "творческая импотенция". И если "теория волны" получит мировое признание, то открытием этих явлений наука будет обязана двум отечественным звездам. Мое открытие "творческого климакса" связано с Аллой Пугачевой, а "творческую импотенцию" я пронаблюдал во всех стадиях у Ильи Резника.

— И давно они в них находятся?

— Резник недавно, а Пугачева — с 1986 г., когда закончилась паулсовско-николаевская "волна" и Алла Борисовна пошла в "робинзоны-панамы". С этого времени она из этого состояния не выходила.

Что было раньше? Альбомы, альбомы, альбомы… Потом стали появляться только редкие песни, перемежаемые скандалами, женитьбами и слухами . Это и есть "творческий климакс".

Но она еще творит и иногда "выстреливает" отдельными хитами и хиточками. А многие её коллеги напрочь утеряли способность "рожать" жизнеспособные песни.

Например, Резник уже давно приземлился и на земле делает вид, что еще в полете. Он пишет песни, но они не становятся хитами. Это и есть "творческая импотенция", активная. Бывает еще и пассивная. Когда автор просто замолкает.

— А что вы скажете о новых авторах?

— Это прежде всего Ким Брейтбург, Виктор Дробыш и Максим Фадеев. Мне говорят: "Да разве это композиторы?" А, между тем, когда появился Тухманов, Добрынин, Антонов, они выглядели на фоне маститых авторов молодыми выскочками. И лишь время все расставляет по своим местам.

— Как охарактеризуете с точки зрения вашей теории зарубежных исполнителей?

— Мадонна — типичная "двухволновичка". Beatles — великие "одноволновики". Одна "волна", но какая! И распались. Весь мировой шоу-бизнес живет по одним и тем же законам — "законам волны".

— Где может быть востребована ваша теория?

— Она пригодится для личных продюсеров, личных психологов "звезд" шоу-бизнеса. Например, когда Киркоров поссорился с "розовой кофтой", я послал ему открытое письмо, несмотря на то, что после первой книги — "Пугачевщина" — мы с ним, как он сказал, "не в контакте". В этом письме я посоветовал ему, как потушить разгоревшийся скандал. Он последовал моему совету: извинился, но только через полгода, когда это уже никому не было нужно, и проиграл. Сделай он это раньше, мог стать национальным героем.

— А как объясняет ваша теория такое поведение Киркорова?

— Я назвал это "Зиданов комплекс". Поступок Зидана на финальном матче чемпионата мира — симптом "творческого кризиса", проявление ослабленного потенциала и выброс "злой энергии".

После такого же "недостойного взрыва" Филиппу нужно было созвать прессу и сказать: я совершенно не согласен с журналисткой, но я оскорбил женщину, поэтому извиняюсь перед ней как перед дамой. Все. Этого было бы достаточно, чтобы остаться любимцем публики. Его бы сразу зауважали и журналисты, и народ, и Кобзон с Розенбаумом, делавшие неуклюжие попытки его защитить. И он снял бы груз со всех, в том числе и с Пугачевой.

Теперь Филипп практически катится вниз. Его настигла "творческая импотенция". Дай Бог, если я ошибаюсь.

— А Пугачева все еще остается звездой?

— Да. И великой! Только, к сожалению, провинциальной.

Почему? Потому что вовремя не ушла и дождалась того момента, когда приехавший к нам Пол Маккартни гуляет по Кремлю с президентом нашей страны . А эта прогулка "открыла" психологический шлюз для народа: глава государства встречается с уважаемым в мире исполнителем.

То есть наша эстрада стала частью мирового шоу-бизнеса, но, к сожалению, провинциальной. И все наши звезды из всенародных кумиров превратились в артистов второго эшелона. Это отражается и в прессе, и на гонорарах…

Для чего я это говорю? Идет переоценка ценностей. Помните, мы в свое время боролись с джазом? Чего добились? Были отброшены далеко назад. Потом "успешно боролись" с роком…

Если закрыть любую отрасль на 25 лет, что произойдет? Попробуйте завтра про фортепиано сказать, что это вредный инструмент, и лет 25 никого к нему не подпускать — я посмотрю, как ваша фортепианная школа будет себя чувствовать.

Поэтому мы, безнадежно отстав, подражаем Западу. А что еще можно делать в такой ситуации? Говорят, надо искать свое. Не бывает "своего". Есть мейнстрим для всего человечества. "Свои" привносятся лишь штрихи.

Например, классическая музыка — общечеловеческая. Но в ней есть норвежский композитор Григ, венгерский — Лист, русский — Чайковский и так далее. Их объединяет то, что они идут в мейнстриме. Если бы Чайковский сказал: плевал я на эту западную музыку, Бетховена, Моцарта, я буду писать свою. И сочинял бы он велосипед…

— Сейчас говорят, что нет хороших песен…

— В том смысле, что современная попса плоха? Да если бы это было так, то все эти "Песняры", "Веселые ребята", "Самоцветы" жировали бы и сегодня. А получается ровно наоборот. Все говорят о "плохом" нынешнем и "прекрасном" вчера — это пустые разговоры.

— Значит, попса вечна?

— Она была, есть и всегда будет. У нас народ — это "песенный наркоман". И средний слушатель живет общедоступной попсой, потому что она "строить и жить помогает". Почему это самый популярный жанр? Да потому! Мейнстрим не спрашивает.

— Что вы думаете об исполнении под фонограмму и "борьбе" с такими исполнителями?

— Это надуманная проблема. Всем известно, что советские правительственные концерты шли под фонограмму. Это нормально, потому что связано с определенными технологическими моментами. Сейчас еще — в большой степени — с совестью исполнителя.

Собираются "ловить" на "фанере". Вы что, подойдете и остановите концерт? Или — говорят, нужно писать в афише, что концерт пойдет под фонограмму. Это то же самое, что я буду писать: у меня зубы вставные…

Любой сборный концерт невозможен "вживую". Потому что для исполнения без фонограммы необходимо для каждого исполнителя настраивать аппаратуру (проводить часовой саунд-чек). И в сольном концерте есть номера, которые невозможно исполнять живьем. Или придется вернуться к временам, когда исполнитель стоял по стойке смирно перед микрофоном. Ведь шоу-бизнес предполагает "шоу" с танцами и спецэффектами…

Каждый должен работать так, как позволяет ему совесть и физические возможности. А кто хочет обмануть, тот обманет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)