Филин

Сергей Василевский

Дракохруст: Статус кандидата в ЕС Украина, судя во всему, получит

Другой вопрос — каким будет путь к реальному членству.

Фото Violetta Savchits

Станет ли предстоящая неделя действительно исторической для Украины? И стоит ли ждать вооруженных провокаций с белорусской стороны в эти дни? На эти и другие вопросы Филина ответил политический обозреватель Юрий Дракохруст.

— Владимир Зеленский назвал наступившую неделю исторической для Украины, так как в эти дни решится вопрос о кандидатском статусе его страны на вступление в Евросоюз. Как вы оцениваете шансы Киева получить желаемый статус?

— Статус кандидата украинцы, судя во всему, получат. Руководители Старой Европы, которые на прошлой неделе посещали Киев, заявили, что поддержат Украину в этом вопросе. Поэтому статус кандидата — это, скорее всего, решенный вопрос.

Другое дело — членство в ЕС. Есть страны, которые долго существуют в статусе кандидата. Самый яркий пример —Турция, которая в этом статусе уже более пятидесяти лет. Достаточно долго ждет своей очереди Сербия.

Статус кандидата — это определенный символ, процедура. Но это не значит, что Украина или та же Молдова в ближайшее время станут членами Евросоюза.

Пару месяцев назад в Киев приезжала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, тогда шли разговоры о возможности ускоренной процедуры для Украины. Сейчас же, судя по заявлениям политиков, этот вариант не актуален.

Тот же премьер Италии Марио Драги сказал, что по поводу членства Украины есть возражения. Судя по всему, по поводу кандидатского статуса в данной ситуации возражений нет. Раньше на это не шли, а сейчас пошли.

Но как скоро Украину примут в ЕС? Может, и через несколько лет, а, может, и нет. Австрийский премьер, кажется, говорил лет через 10-15.

— В том же обращении украинский президент предупредил украинцев и западных партнеров о возможном росте вражеской активности России не только в отношении Украины, но и стран Запада. Что вы думаете о белорусском факторе в этой ситуации?

— Какую-то демонстративную акцию могут устроить. Вспомним, что до середины апреля с нашей территории обстреливали Украину достаточно регулярно. Потом это все остановилось до 9 июня, когда из Беларуси снова вылетели самолеты и нанесли удары по украинской территории.

Поэтому нанести еще один демонстративный удар вполне могут. При этом, даже не в связи с саммитом ЕС, а  привязав это к какому-то обстрелу Донецка или российской территории. Могут даже возобновить обстрелы из Беларуси.

Что касается широкомасштабного вторжения с нашей территории, то военные эксперты говорят, что белорусских войск при всех их маневрах, тренировке перехода на военное положение, сконцентрировано слишком мало, чтобы считаться серьезной боевой силой.

Эксперты говорят, что критерий здесь такой: если в Беларусь снова вернутся большие силы российских войск, это будет показателем того, что может случиться нечто серьезное. А те семь батальонных групп, сосредоточенных на границе, по мнению украинских специалистов, ничего не значат, их слишком мало. Ну, а пострелять, конечно, могут.

— Политик Анатолий Лебедько сделал любопытное заявление накануне саммита ЕС, где будут рассматривать заявки Украины, Грузии и Молдовы. По его словам, если в итоговом документе будет упоминание о том, что Лукашенко — это не Беларусь, что он не имеет полномочий действовать от лица страны, то у белорусов сохранится европейская перспектива.

Останется ли у нас такая перспектива, если ситуация на границе с Украиной перерастет в нечто более серьезное, чем провакационная перестрелка?

— Если бы такая фраза в итоговом документе присутствовала, это, безусловно, было бы хорошо. Но придавать этому большое внимание и значение я бы не стал.

В начале войны Павел Латушко и Светлана Тихановская призывали признать Беларусь оккупированной Россией. Мы видим, что никакого особого желания ни в Европе, ни в США нет, чтобы этот тезис отстаивать.

И поэтому, есть позиция, что это война Лукашенко, а не белорусов, но, с другой стороны, санкции вводятся и против государства, а не только персонально против Лукашенко. То есть, отношение двойственное.

Тот же генсек ООН беседовал по поводу украинского зерна, американцы по этому поводу что-то думали.

И потом, что значат европейские перспективы Беларуси? Беларусь вышла из Восточного партнерства, разорвала все логоворенности с Европой. Она не подписала ни одного договора, которые в свое время подписали Украина и Молдова.

У нас этого ничего нет, кроме торговли. Да и ее фактически списали. По подсчетам правительства за прошлый год было 14 млрд долларов экспорта в Европу. Все, они теперь считают, что это с воза упало, как говорится.

В сегодняшней ситуации я бы не стал так смело говорить о сохранении европейских перспектив на основании того, что в документе, который не посвящен нашей стране, будет написано о вине Лукашенко, а не белорусов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.5(4)