«Дорога назад никуда не ведет»

В интервью Ксении Соколовой на snob.ru российский режиссер Валерий Тодоровский – о ностальгии многих коллег по советской системе, что могло бы быть точкой правды для России и цене взятия Крыма. Предлагаем избранное.

Фото Дмитрий Смирнов

О ностальгии по СССР

– Я помню это ощущение постоянной лжи, везде. Оно меня даже сейчас угнетает и постоянно угнетало тогда. Я это понимал уже в возрасте 13-14 лет и отдавал себе отчет, где именно я живу. Почему ностальгия возникает у моих коллег и приятелей? Мне кажется, потому что у этих людей есть ощущение, что тогда была некая ясность, понятность устройства мира. А в тот момент, когда колосс рухнул, мир вдруг стал ужасно сложным, запутанным, и многие не смогли себя в нем найти. Я сейчас говорю про киношников.

У некоторых действительно проскальзывает время от времени ностальгия. Но в целом, мне кажется, та среда, в которой я живу, правильно восприняла изменения как некий шанс, свободу, новые возможности. Я не много лично знаю людей, которые бы говорили, «как было замечательно тогда и как плохо сейчас». Я почти не встречаю таких, откровенно говоря.

Хотя я знаю, что сейчас это в нашем обществе доминирующее ощущение. Наверное, мне просто везет. Я все-таки нахожусь среди людей, которые думают о будущем, смотрят вперед, а не назад. Потому что идея двигаться назад до такой степени бесперспективна и губительна, что мне кажется очень странной ее широкая популярность. Странно, что это охотно поддерживается и сверху, что власть словно бы подыгрывает этим настроениям.

Дорога назад никуда не ведет.

О новой «точке правды»

– А что могло бы стать новой «точкой правды»?

– Не знаю. Что-то настоящее, незыблемое. Что нельзя сдвинуть, изменить. То, что дает перспективу.

– Возможно, аннексия Крыма была такой попыткой совершить нечто значимое, чего нельзя отменить. Когда очертания на карте меняются. Было вот так, а мы перерисовали, и стало по-другому.

– Но все же понимают, что у этих изменений есть, а главное, будут какие-то мучительные последствия. Эти последствия мы уже чувствуем сейчас.

– Это очевидно. Но я сейчас говорю о причине, о том, что этот захват территории можно рассматривать как поиск русскими идентификации, «точки правды».

– Безусловно. Государству сейчас очень нужно некое объединяющее событие, факт, значимый абсолютно для всех и каждого. Нечто, что не подвергают сомнению. И возможно, Крым на время становится этим.

Но, к сожалению, это достижение немножко... подмоченное. Испорченные отношения с Украиной на десятилетия вперед. Это нечистая победа. Не «точка правды».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)