Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 174. Две елки – две реальности

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – про чувство вины и право на радость.

Фото: tykyiv.com

Недавно в Киеве возле кондитерской установили елку. Но не обычную, а из отработанного боекомплекта.

«Ця ялинка – як той хрестик на руці, коли потрібно весь час про щось пам'ятати. Жити, працювати, святкувати. Але пам'ятати. Про реальність.

Ця ялинка – наше вікно в реальність. Війна в Україні продовжується і вона має стати справою всього суспільства. Тож продовжуємо бути для Сил Оборони тут, поки вони б'ються за нас всіх там», – гласит табличка возле елки.

Параллельно на Софиевской площади в центре Киева установили обычную новогоднюю елку с яркими гирляндами и шариками-сердечками в цвет украинского флага. Две елки – две реальности.

Две женщины в магазине загрузили полные тележки продуктов и советуются, может еще одну банку икры взять – съедется вся семья, чтобы на всех хватило.

Двое мужчин в военной форме стоят на остановке возле супермаркета. Курят сигарету одну за одной. Изредка обмениваются сухими фразами, не глядя друг другу в глаза, потому что пытаются сдержать слезы – едут проведать побратима. На кладбище.

Кто-то накрывает пышный стол для огромной семьи. А у кого-то уже этой семьи не осталось.

Дуализм военного времени – это легитимность абсолютно полярных чувств. Ты имеешь право как на грусть, так и на радость.

Безусловно, военные не воюют на фронте за то, чтобы люди в тылу имели возможность пить свое латте на кокосовом. Они воюют за физическое существование своей страны и чтобы враг не пришел к ним домой. Но если это латте помогает не сойти с ума после бессонной ночи с прилетами, то эта чашка может быть вполне легальной и оправданной.

Конечно, к концу второго года большой войны чувства вины в тылу меньше не стало. Вины за то, что выжила, что сплю в своей кровати, принимаю ванну, готовлю вкусную еду, отдыхаю и читаю книгу перед сном. Это базовые рутинные вещи раньше и настоящая роскошь теперь, за которую чувствуешь вину перед теми, кого уже нет, перед теми, кто стоит на нуле, чтобы у меня это было.

Хотя, с другой стороны, обрекать себя на страдания, когда у тебя все более-менее хорошо, как-то лицемерно по отношению к тем, кто действительно переживает сейчас трагедию. Все мы по-разному воспринимаем свой жизненный опыт и по-разному проживаем его.

Амплитуда состояния сейчас может быть от «у меня такое чувство, что в меня выстрелили, а я забыла умереть» до «а я пру напролом по прямым и кривым».

Жить во время войны – не значит, всегда веселиться, не расстраиваться, не плакать, не испытывать злость и ненависть. Жить во время войны – это уметь проживать свои эмоции, принимать опыт, слушать свои желания, пробовать, ошибаться, помогать другим и каждый день делать выбор в пользу жизни. 

Как говорят психологи, даже в самое темное время человек имеет право на улыбку. А праздники существуют, в том числе, чтобы напомнить каждому из нас, что мы живы и продолжаем отвоевывать у смерти свое право на жизнь, говоря ей: «Не сегодня».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(6)