Четыре сценария для Беларуси

Между национальным диалогом и метрополией, или куда свернет политический кризис к концу 2023-го? Аналитики предположили, как изменится политический ландшафт в стране за этот год.

Белорусский офис Фонда Конрада Аденауэра и проект European Network for Belarus презентовали аналитический обзор «Четыре сценария для Беларуси до конца 2023 года».

Как отразится на суверенитете страны возрастающая зависимость от России в условиях войны, продолжающегося политического кризиса и международной изоляции? Гарантирует ли военное поражение России в Украине открытие окна возможностей для гражданского общества и демократических сил Беларуси? Обязательно ли вступление Беларуси в войну ставит крест на суверенитете? Возможен ли национальный диалог в стране, и если власть пойдет на переговоры, не приведет ли это к расколу в рядах оппозиции?

С февраля по апрель 2023 года пятнадцать исследователей из Беларуси, Украины, Польши, Литвы, Германии, Швеции, Финляндии и Великобритании искали ответы на эти вопросы. Эксперты конструировали варианты ближайшего развития будущего, учитывая актуальную повестку, западные санкции, положение дел в стране, а также два ключевых фактора: давление России на Беларусь и сопротивляемость Беларуси этому давлению.

Авторы обзора, впрочем, делают важную оговорку: задача была не предсказать наиболее вероятный сценарий, а озвучить их — и быть готовыми к самым неожиданным поворотам. Рассказываем, какими они могут быть.

«Российский протекторат»

Этот сценарий возможен, отмечают эксперты, если давление РФ усиливается, а устойчивость Беларуси к нему снижается.

В качестве компенсации за поражение на поле боя Россия, вполне вероятно, решит аннексировать хотя бы Беларусь под видом все более глубокой интеграции и выполнения программ союзного государства. Лукашенко, как и определенная часть общества, вынужден будет с этим смириться — а несогласное большинство вряд ли сможет переломить ситуацию. Ввиду неослабевающих репрессий и отсутствия альтернативы белорусы продолжат покидать страну.

Такой сценарий развития событий, пожалуй, наименее желателен как для белорусов в Беларуси, так и для правителя, который номинально может быть переизбран свежесозванным ВНС и останется на должности «губернатора всея Беларуси», но фактически уступит Москве все свои полномочия — военные, экономические, внешнеполитические etc.

На дипломатических отношениях с Украиной и диалоге с Западом можно поставить жирный крест.

«Суверенитет по умолчанию»

Если и давление, и сопротивление ему будут достаточно низкими, правитель Беларуси вполне себе благополучно переживет неудачную попытку кремлевского переворота — и страна сохранит суверенитет благодаря ослаблению самой России.

Репрессии против гражданского общества и медиа сохранятся до тех пор, пока у властей не появится стимул для торга с Западом.

В этом сценарии, по мнению аналитиков, вероятно появление «черного лебедя», — малопредсказуемых событий, которые могут изменить правила игры.

Например, этой птицей раздора может стать попытка РФ сменить власть в Минске (ее, как полагают аналитики, мы можем увидеть уже грядущей осенью). Если таковая окажется неуспешной, Лукашенко не только сохранит власть, но даже повысит свою легитимность, вернув Беларуси безъядерный статус и ссылаясь на то, что все это было под давлением Кремля.

В этом варианте демократическим силам, находящимся за рубежом, будет крайне сложно сохранить, а тем более увеличить поддержку Европы — многим политикам вполне хватит уменьшения напряженности в регионе и суверенитета Беларуси, а не ее демократизации.

«Большой BY-алог»

Давление со стороны России уменьшается, а сопротивляемость ему, напротив, растет — в таком случае Лукашенко может рискнуть открыто выступить против «старшего брата», отказавшись отправлять белорусскую армию в Украину. Далее аналитики выстроили цепочку событий, в которой Кремль отстранит Лукашенко от власти и возьмет контроль над армией РБ, но вместо ожидаемых побед получит новые поражения, обстрелы военных объектов в Беларуси — и, как следствие, политические потрясения в обеих странах.

Зато здесь появляется окно возможностей для белорусов: гибель многих военнослужащих способна всколыхнуть новую волну антивоенных протестов, и на этой объединяющей платформе трезво мыслящая часть политических элит может вступить в национальный диалог с обществом.

Среди позитивных перспектив — разморозка отношений с Западом, выпуск политзаключенных и отмена или ослабление части санкций. Новые президентские выборы в этом сценарии могут быть подготовлены уже к концу 2023 года.

Но есть и развилки, в которых события могут пойти не так, как хотелось бы. Среди возможных «черных лебедей» — замена Москвой Лукашенко на пророссийских политиков, которые поддержат вступлении белорусской армии в войну (сценарий «дворцового переворота» и отставки через якобы болезнь правителя очень напоминает события последних недель — С.).

Также поворотными точками могут стать военные успехи Украины, особенно в Крыму, что поспособствует расколу в российских элитах и волнениям «глубинного народа», и приход к власти в Беларуси прагматиков, которые воспользуются занятостью России на фронте, чтобы начать национальный диалог и таки сохранить суверенитет.

«Союз против России»

Четвертый сценарий предусматривает усиление давления России, но вместе с тем и рост сопротивления Беларуси. К чему это приведет?

Если Кремль в преддверии парламентских и президентских выборов в Беларуси попытается усилить свое влияние за счет финансовой поддержки политических структур и регионов и, в идеале, заменить правителя марионеточным президентом к 2025 году, Лукашенко ничего не остается, как публично дистанцироваться от России и передвинуть стул ближе к Западу.

С целью сохранения власти, полагают аналитики, правитель пойдет на диалог с западными странами, а под их давлением — на освобождение части политзаключенных и даже на переговоры с демократическими силами (в оптимистичной версии сценария переговоры запланированы на 2024 год).

Однако, здесь в события могут вмешаться силовые структуры — если их преданность Лукашенко действительно велика, то «кремлевский заговор» может быть раскрыт в начале лета, задолго до его осуществления.

Еще один «черный лебедь» — вероятность ЧП или «диверсии» с человеческими жертвами при строительстве хранилища российского ядерного оружия, что также даст Лукашенко возможность отказаться от его размещения и дистанцироваться от России.

Что в итоге

Как видим, в большинстве сценариев аналитики предполагают, что сохранение независимости, ослабление санкций и восстановление экономики Беларуси, а также возобновление диалога с ЕС и США, невозможны без начала национального диалога и новых выборов.

А вот стремление властей законсервировать ситуацию и сохранить статус-кво, подчеркивает, в частности, политический аналитик Артем Шрайбман, неизбежно приведет к нарастанию зависимости от России и утрате суверенитета.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(17)