Политика
Николай Чернявский

Беларусь готова к уступкам по «чувствительным вопросам», но имеет «железобетонное требование»

Медведев и Путин направили 1 июня в Минск договариваться с Лукашенко по проваливающемуся проекту Таможенного союза первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова. Спасая свой имидж, Александр Лукашенко заявил, что готов пойти на уступки.

– К вам меня направил президент Российской Федерации, чтобы мы могли в рабочем ключе обсудить последствия решений о формировании Таможенного союза. Владимир Владимирович Путин направил меня, чтобы изложить позицию российского правительства по некоторым вопросам, включая вопросы экспортных пошлин, – отметил на встрече с Лукашенко Игорь Шувалов, сообщает interfax.by.

И добавил: «Мои инструкции такие: найти возможные развязки, чтобы мы могли двигаться дальше».

Напомним, движение между Москвой и Минской по Таможенному союзу остановилось 28 мая. Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский проигнорировал прошедшую в Санкт-Петербурге встречу глав правительств стран Таможенного союза. В итоге Путин вынужден был заявить, что Россия и Казахстан вводят 1 июля в действие Таможенный кодекс на двусторонней основе.

Как известно, белорусская сторона взамен на участие в Таможенном союзе требует отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты – ради этого наша страна собственно и стремилась в новую структуру. Но Россия, с боем пробившая введение пошлин в начале года, об этом и слышать не хочет.

Похоже, осознавая бесперспективность каких бы то ни было переговоров, Лукашенко посылать представителей российского правительства, надеющихся спасти первоначальный проект Таможенного союза, в открытую все же не может. Как-никак за главой Беларуси стоит имидж главного интегратора постсоветского пространства.

– Беларусь всегда была сторонником интеграционных процессов, это наш имидж, мы всегда выступали за интеграцию, даже когда о ней боялись говорить. Поэтому мы не хотели бы отходить от этого имиджевого характера нашего государства. Мы будем придерживаться этой политики, стратегии и тактики на перспективу, – сказал он на встрече с Игорем Шуваловым.

– Я сегодня готов обсудить любые проблемы, которые возникли. Более того, я знаю – то, что вы сегодня скажете – это фактически позиция, которая завтра будет реализовываться в России. А я могу сегодня принять решения, которые с завтрашнего дня также будут реализованы в Беларуси, – заявил Лукашенко и даже заверил, что «мы можем договориться здесь и в отношении двух-трех вопросов, которые сегодня чувствительны для нас, России и Казахстана». – Единственное, чего мы хотели, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения были основаны на равноправии и уважении.

По его словам, «если мы это будем видеть, то пойдем на любые компромиссы, любые уступки, даже если они на какой-то период будут для нас трудноватыми и чувствительными».

Но главным посылом все же было другое.

— Если мы будем видеть притеснения наших интересов и неуважение к нам как к государству и нашему народу, то мы, конечно, на это не пойдем, — заверил белорусский лидер.

Под «неуважением» видимо имелось в виду нежелание российской стороны отменять пошлины на нефть.

Пока в Минске идут переговоры, из Парижа пришел привет от первого вице-премьера правительства Беларуси Владимира Семашко, который участвует в 78-й ежегодной международной конференции производителей калийных удобрений.

– Подписание Таможенного кодекса должно быть увязано с отменой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для Беларуси – это наше железобетонное требование, – твердо подтвердил позицию белорусской стороны Семашко.

…Похоже, и сам прибывший на переговоры Шувалов сейчас осознает: миссия невыполнима.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)