«Алло, это прачечная?» Чем за четыре года на посту министра культуры отметился Анатолий Маркевич
На днях Анатолий Маркевич подвел своеобразный итог своей четырехлетней работы во главе министерства культуры.
На праздновании 13 октября Дня работников культуры чиновник без стеснения заявил:
– Нас более 50 тысяч. Это целая армия. И сегодня все мы — бойцы культурного фронта, мобилизованные на духовную битву за Беларусь… Очистившись от деструктивных элементов, культурное сообщество сосредоточило усилия на решении главной задачи — воспитании достойных граждан и патриотов Беларуси.
Напомним, правитель назначил Маркевича министром в ноябре 2020 года, после того как свой протест или несогласие с действиями режима высказали многие представители сферы культуры.
Оглядываясь назад, можно понять, что Лукашенко изначально ставил Маркевича в правительство для проведения репрессий: ранее чиновник работал в руководстве райисполкомов и глубоко не погружался в работу сферы культуры.
– Наверное, впервые в истории я отхожу от принципа назначения на эту должность – ну как принято было раньше говорить – из их круга профессионалов, – отметил осенью 2020-го Лукашенко.
Одним из немногих кадровых решений правителя, которым он «переплюнет» это назначение, станет утверждение на пост министра юстиции Сергея Хоменко, силовика без юридического образования.
Что же касается Маркевича, то он сразу же бросился «оправдывать возложенное на него доверие». Когда в феврале 2021-го правитель приехал в разгромленный Купаловский театр на репетицию «Павлинки», новый министр культуры заявил ему, что новая версия спектакля, созданная на грани самодеятельности, «даже лучше» прошлой.
А когда осенью Маркевич оказался на премьере в театре имени Якуба Коласа в Витебске, спектакль «Ціль» был мгновенно запрещен. Писали, что министра, среди прочего, возмутила фраза «Жыве Фландрыя!»
В начале 2022 года чиновник открыто заявил, что из-за «деструктивной позиции» было уволено более 300 работников организаций культуры.
Еще через год Маркевич очертил людей, которые не согласны с нарушениями закона и репрессиями со стороны власти, как «предателей».
– Предателям не место на сцене, будь то госспецмероприятие или концерт в агрогородке. Но при этом к каждому артисту или творческому коллективу, заявившему об отречении от прежних взглядов и желании работать на благо Беларуси, применяется индивидуальный подход. Если человек искренне раскаивается в своих словах, постах, лайках, готов работать на государство и публично заявить о своей гражданской позиции, ему дается второй шанс. Если слова покаяния оказываются враньем, с такими людьми мы расстаемся сразу и навсегда, — заявил министр культуры.
В то время как большинство независимых культурных организаций закрыты, государственный сектор переживает при Маркевиче стремительную деградацию. В исследовании Беларуского ПЭН отмечается:
– В организациях государственного сектора продолжаются проверки кадров на лояльность системе и увольнения, в том числе специалистов высшего уровня, что ведет к депрофессионализации системы, снижению качества выпускаемого продукта («профанация культуры») и оказываемых услуг. Институции работают преимущественно на обслуживание идеологических запросов власти, под эгидой русификации идет атака на беларускую национальную культуру и ее постепенное уничтожение, растет число запретных тем (с февраля 2022 года среди таких тем – война в Украине).
Впрочем, Маркевич и не говорит о заинтересованности в развитии беларуской культуры. Министр ставит подчиненным в пример патриотическую акцию «Марафон единства».
Это тот самый марафон, где исполняют такое произведение искусства как «Баллада о диктаторе». Как обратили внимание СМИ, в оригинальном тексте песни есть такие слова: «сильна у батьки натура, и понять, бл***ь, узколобым пора — да, в Беларуси есть диктатура, диктатура справедливости и добра».
Как здесь не вспомнить старый анекдот: «Алло, это прачечная? Х*ячечная, это министерство культуры!»
Впрочем, министр Маркевич юмора здесь может и не увидеть.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное