«Женщины и дети убегают налегке, но совершенно уверены, что совсем скоро вернутся домой»

Журналистка «Дождя» — об обстановке во Львове и на украинско-польской границе.

Согласно оценкам Международной организации по миграции, только за первые пять дней с начала военного вторжения в Украину страну покинули не менее 600 тысяч человек. О том, как потоки беженцев пытаются перейти границы и кто едет назад, рассказала журналистка «Дождя» (телеканал признан в России иноагентом и с 1 марта 2022 года его сайт заблокирован — С). Марфа Смирнова.

Журналистка отправилась из Грузии в Польшу и сделала несколько репортажей о том, что происходит на границе с Украиной:

— Но меня не покидало ощущение, что в Польше все более или менее спокойно: собрано уже огромное количество гуманитарной помощи, даже перестали принимать детскую одежду, — рассказала Марфа Смирнова в эфире «Эха Москвы». — Я понимала, что с другой стороны все хуже, сложнее и попросилась у редакции перейти границу.

С первого раза это не получилось — меня отговорили идти пешком. На следующий день со всеми теми, кто возвращается в Украину — это в основном мужчины, которые едут воевать, но есть и женщины, кого новость о войне застала врасплох и кто едет с заработков забирать детей.

Мы пять часов ждали поезда из польского приграничного города и в итоге не дождались — его отправили с медикаментами и гуманитарной помощью. Я объединилась с активными мужчинами, которые очень стремились попасть обратно в Украину, села на автобус и мы переехали границу.

Что меня поразило — когда перешла польско-украинскую границу, увидела, наверное, тысячи людей; они стояли за забором в тумане, было около ноля, довольно холодно, и всех этих людей прижимало к забору… Я видела плачущих женщин… Уже ближе к выходу видела, как люди согревались у костра.

Изначально я думала остаться на границе, но из вариантов, где переночевать, был примерно этот: костер на улице. Поэтому попала буквально в последний автобус на Львов — он был забит, у меня в ногах сидели какие-то парни-добровольцы.

Ехали часа три, в том числе из-за пробок в сторону запада и из-за того, что на подъезде ко Львову стоят блокпосты. Точно проверяют все легковые машины. Наш автобус не проверяли, и мы приехали ровно к началу комендантского часа.

Через знакомых в Украине (у меня их много, я работала здесь на всех последних выборах) помогли найти жилье — в убежище в школе. Я переночевала на полу, но это не какие-то супернекомфортные условия: в спортзале выдали матрас, пенку, плед. Правда, нельзя было выключать свет, директор и охранник школы все время отодвигали шторку, выглядывали на улицу и смотрели, что происходит. Один раз к нам приехала полиция, проверила документы.

Утром, как только я вышла на улицу и вышла в эфир, меня сразу же задержали. Допрашивали несколько часов разные люди, но оговорюсь — со мной были максимально вежливы, и мне нечего скрывать, вся моя работа есть в YouTube, и я сразу предложила посмотреть последние включения.

Марфа Смирнова сейчас находится во Львове и продолжает делать прямые включения, несмотря на то, что периодически ее вновь задерживают как русскоговорящую журналистку.

— Без юмора и иронии к этому относиться невозможно, и мы небольшой толпой — сотрудники полиции в бронежилетах, шлемах, касках, и я в легкой курточке, поскольку ехала в ней из Тбилиси — смотрим на перроне во Львове эфиры «Дождя».

1 марта, Львов, вокзал. Из Фб Марфы Смирновой

— Спокойно ли сейчас во Львове? По моим ощущениям, да. Я безостановочно, уже шестой день подряд, общаюсь здесь с людьми, с беженцами. Целые дни провожу с плачущими женщинами, детьми — и многие говорят, что когда они пересекают границу с Львовской областью, будто камень с души слетел, им кажется, что здесь спокойно.

Многие из них уезжают. Есть стереотип, что они едут в Европу, там прекрасная жизнь, там им будут выдавать деньги, как это обычно рассказывают у нас на федеральных каналах. Это все не так. Я снимала кризис беженцев в Германии в 2015-2016 годах, беженцам там приходится очень трудно. Но тогда я общалась с сирийскими, афганскими беженцами, и у них не было планов вернуться в ближайшее время домой. А все женщины и дети убегают налегке, но совершенно уверены, что совсем скоро вернутся в Украину, домой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(17)