Зарубежные медиа – о встрече Лукашенко и Путина: «Проситель у старшего брата»
Что написали в Германии и России о сочинской встрече официальных лидеров Беларуси и России.
Фото Андрей Стасевич/БЕЛТА/ТАСС
Авторитетное издание Süddeutsche Zeitung опубликовало статью под название «Проситель у старшего брата», иллюстрацией к которой стало архивное фото. Отмечается: «Когда Александр Лукашенко посещал своего коллегу Владимира Путина в Сочи в феврале, настроение еще было расслабленным».
Автор продолжает: «Сейчас перед встречей с Путиным Лукашенко хотел показать, что держит ситуацию в своей стране под контролем. Но демонстрации на выходных показывают совершенно иную картину.
В итоге на крупные марши протеста в Минске против Лукашенко снова собралось более ста тысяч человек. Слишком много, чтобы остановиться. Белорусские силовики снова заблокировали колючей проволокой и военной техникой улицы в центре города.
Полиция, ОМОН и люди в масках без официальных значков арестовывают мирных демонстрантов с полудня, часто жестоко. Они также затащили женщин в безымянные микроавтобусы. К вечеру только в Минске МВД насчитало 400 арестов, должно быть, их было намного больше.
Демонстрантов это не остановило. Во многих городах они вышли на улицы шестое воскресенье подряд. В Бресте на границе с Польшей полиция применила водометы. В Минске люди не только стекались к стеле, центральному военному мемориалу. Большой марш протеста двинулся в сторону Дроздов, где живет Лукашенко. Охранники преградили путь решетками и бронетехникой.
Это была первая акция протеста без Марии Колесниковой, первая без ведущих лидеров оппозиции. Лукашенко объявил их идею инициировать передачу власти через Координационный совет и вовлечь все группы общества, как неконституционную. Все высокопоставленные члены Совета были арестованы или вынуждены покинуть страну.
Осталась только Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе; Мария Колесникова сопротивлялась депортации в Украину и с тех пор находится под стражей. Ее адвокат сообщил, что Колесникова подала в суд на сотрудников спецслужб, которые угрожали ей физической расправой, если она не покинет Беларусь.
Возможно, Александр Лукашенко своими арестами хотел продемонстрировать президенту России, что он держит ситуацию под контролем
Лукашенко сейчас играет роль, которую он всегда хотел избегать: как проситель «старшего брата», как он недавно назвал Путина в интервью.
…Лукашенко до сих пор препятствовал этому более тесному сотрудничеству, утверждая, что хотел сохранить независимость Беларуси. Теперь он, кажется, готов принести ее в жертву России, если это сохранит его президентство.
…Но помощь Москвы не является гарантией того, что Кремль сочтет Лукашенко безальтернативным. Чем больше Лукашенко впускает российских помощников в свою систему, тем ненужнее он делает себя Путину.
…Путин поддерживает идею Минска об изменении Конституции. Таким образом, Лукашенко может сэкономить время. Для Путина – это возможность повлиять на реформу и возможные новые выборы. Ради этого он рискует настроить против себя белорусский народ, который до сих пор был, в основном, дружественным по отношению к России.
Лидеры оппозиции хотели работать вместе. Но Путин выбрал другую сторону».
Карбалевич – о переговорах в Сочи: «По всей видимости, Путин взял на себя некие обязательства»
Российские медиа и политические Telegram-каналы также держали в фокусе встречу официальных лидеров стран-соседок. Предлагаем избранное.
Газета.ru: «Несмотря на дружелюбный тон двух политиков и заявления о приверженности заключенным договорам, будущее российско-белорусской интеграции по-прежнему не определено. Белорусский лидер демонстрировал до сих пор упрямство, неуступчивость и недовольство условиями по наиболее значимым для него вопросам — ценам на нефть и газ. Конечно, обстоятельства изменились, и уже не в его пользу.
По сути, Россия — единственная страна, которая оказывает сейчас ему поддержку, причем не только на словах, но и на деле, предоставляя Минску кредит, когда белорусский лидер отчаянно нуждается в экономической помощи.
Лукашенко, понимая свое положение, риторику действительно смягчил, однако ожидать каких-то ощутимых изменений в самом процессе интеграции все же не приходится».
Кремлевский мамковед: «Вчерашняя четырехчасовая встреча Путина с Лукашенко в Сочи закончилась выделением Беларуси кредита на $1,5 млрд.
Вместе с тем, что 27 августа Россия согласилась рефинансировать долг Беларуси на $1 млрд (эти деньги пока остались у Лукашенко), объем потенциально невозвратного долга за последние несколько недель вырос на $2,5 млрд. Также неурегулированной еще остается задолженность Беларуси перед Россией на $7 млрд.
Нынешняя поддержка Беларуси похожа на поддержку Украины: в декабре 2013 года незадолго до революции Россия на деньги ФНБ купила евробонды на $3 млрд, оказав помощь Виктору Януковичу. Однако в 2015 году новые власти Украины ввели мораторий на обслуживание этих бумаг и не вернули долг вместе с купоном на $75 млн.
По оценке Минфина на конец 2019 года, Украина вместе с процентами уже должна порядка $4,5 млрд. Верховный суд Лондона в декабре прошлого года завершил слушания, но до сих пор не огласил решение по этому делу».
ЪЪ: «Два пожилых правителя, суммарно находящихся у власти уже 46 лет, торгуются о том, как бы им править еще столько же».
Медиатехнолог: «Белорус, который плохо себя вел последние 26 лет, просит у Санта-Клауса 1.5 млрд $ на Рождество».
Читайте еще
Избранное