Экономика

Марк Дзюба

Замминистра экономики в роли Светланы Тихановской

Татьяна Бранцевич, видимо, совершенно того не желая, поставила под сомнение политику Александра Лукашенко.

Ситуация в Беларуси дошла до той точки, когда вполне логичные и обоснованные высказывания заместителя министра экономики вызвали удивление и резонанс.

Что же такого сказала Татьяна Бранцевич на круглом столе, организованном Научно-исследовательским экономическим институтом министерства экономики? Что дефицит трудовых ресурсов — долговременный и стратегический вызов для Беларуси. То есть это громадная проблема. Одно из ее предложений – возвращать мигрировавших сограждан в страну.

Бранцевич подразумевала исключительно экономический аспект: по ее мнению, чтобы вернуть «уникальные трудовые ресурсы», нужно создавать «конкурентоспособные рабочие места». Но по нынешним временам заявление получилось политическим.

Замминистра экономики совершенно неожиданно оказалась в роли Светланы Тихановской, которая выступает за создание в Беларуси жизнеспособной и конкурентной экономики.

Татьяна Бранцевич и Светлана Тихановская

Политика же Александра Лукашенко направлена на совершенно другое. Для него перспектива возвращения в Беларусь уехавших в европейские страны – не потенциал для развития, а угроза для власти.

Пару лет назад правитель так объяснил, почему не пустил младшего сына учиться на Западе: «Гуманитарные (специальности – С.) — это промывка мозгов, со временем возвращаются и становятся протестунами».

Режим вполне четко трактует мигрировавших беларусов как своих оппонентов, особенно не разбираясь в том, покинули страну они по политическим или экономическим причинам. Как обобщенно отметил замминистра МВД Николай Карпенков, «за границу убежало 350 тысяч тех, кто нас не поддерживает».

Лукашенко постоянно занят не тем, как вернуть «уникальные трудовые ресурсы», а как им напакостить. Лишением паспортов, занесением в базу «тунеядцев», отъемом жилья и другими способами.

Правитель опустился до поведения совершенно мелочного человека. Одно из недавних требований – «принять меры» в отношении уехавших за границу беларусов, которые приезжают на родину «зубок вылечить».

В отличие от Бранцевич Лукашенко развитием экономики на практике (а не на словах) не озабочен, его действия вполне ясно указывают на принцип «после меня хоть потоп».

Пока замминистра думает о том, как вернуть квалифицированные кадры, правитель предлагает делать ставку на пенсионеров:

– Может быть, правительству пришло время подумать о привлечении ушедших — тех же пенсионеров. Среди них есть много активных, желающих работать людей. Пускай не рванем на 30 тыс. человек, но мы найдем несколько тысяч патриотично настроенных людей, которых можем позвать на производство.

читайте также

Среди других намерений правителя – «закрепление» молодых специалистов на рабочих местах. С учетом всей суммы действий руководства страны совершенно понятно, почему у уехавших нет никакого желания возвращаться в страну и почему внутри Беларуси о миграции размышляют уже те, кто раньше об этом не думал.

Удивительно только, как замминистра экономики оказалась не в курсе политики руководства страны. Понятно, что хотела как лучше, но по нынешним временам получилась крамола.