Юлия Чернявская: «Когда я выйду отсюда, мы сможем удобрять сад Добра уже вместе»

Вдова Юрия Зиссера вместе с другими сотрудниками TUT.BY уже пятый месяц под арестом.

— Мама не является ни соучредителем TUT.BY, ни владельцем, ни управляющим, ни сотрудником. Я надеюсь, что ее отпустят. Тяжело себе представить человека, который меньше нее в курсе дел компании, кроме того, что она любила моего папу и любила меня, свою дочь, — говорила в конце июля в интервью Еврорадио дочь культуролога Юлии Чернявской Женя.

К сожалению, надежды на освобождение не осуществились.

— Юлию Чернявскую не выпустили после четырех месяцев под арестом и продлили задержание. Родных в известность никто ставил: ни писем, ни уведомлений, ни звонков, — написала Женя недавно в Facebook. — Более того, по мнению государства, это является великой «тайной следствия», поэтому адвокат не может сообщить об этом близким. Но, так как мама на связь не вышла, вывод очевиден: ей продлили срок задержания под арестом. Может быть, на два, а, может, на один или три, или сколько угодно месяцев.

Мамочка, держись, мы с тобой и очень ждем тебя на свободе! Это обязательно случится!

Юлия Чернявская перестала выходить на связь 18 мая, в тот момент, когда начались обыски в офисе TUT.BY и квартирах сотрудников. Позже стало известно, что женщина была доставлена в больницу под надзором силовиков и перенесла гипертонический криз.

Юлия Чернявская, как и все фигуранты «дела TUT.BY» признана политзаключенной. Доступа к интернету, телефону и возможности получать письма у женщины нет. Ее единственной связью с внешним миром являются короткие встречи с адвокатом. Женя Чернявская в интервью неоднократно говорила о том, что чувствовала опасность из-за пребывания мамы в Беларуси.

— Я видела опасность и много раз предлагала ей уехать. Но она настолько любит Минск, Беларусь, свое окружение, что не собиралась уезжать. И даже сейчас, когда мы обмениваемся какими-то весточками через адвоката, я говорю, мама, надеюсь, если тебя выпустят из-под ареста, ты в первый же день соберешь вещи и уедешь? Ее ответ неизменный: если у меня будет возможность остаться в Беларуси, я хочу остаться в Беларуси, — рассказала Женя.

Задержание пришлось на самое сложное время для Юлии Чернявской в плане состояния здоровья. До этого она длительное время ухаживала за больным мужем, забыв о собственных проблемах.

— Арест застал маму в самом плохом моменте ее жизни в физическом смысле, потому что до этого несколько лет болел папа. Последний год был очень тяжелым, мама абсолютно не имела возможности заниматься своим здоровьем. И сейчас она тоже не имеет возможности заниматься своим здоровьем, — делилась Женя. 

Она писала в соцсетях об ухудшающемся здоровье мамы и всех задержанных по делу TUT.BY:

— Здоровье сидящих катастрофически ухудшается, и хоть мамочка держится настолько молодцом, насколько это вообще можно представить, ситуация критическая.

Дочь Юлии Чернявской переживает и о том, что мама лишена одного из любимых занятий — писать.

— Она не может писать ничего, потому что не знает, что могут изъять. Писатель, который остался без возможности писать… Но она начала переводить английские тексты на русский язык, — рассказала Женя.

Общаться с мамой она теперь может только через адвоката. От нее узнала о том, что держаться Юлии Чернявской помогают книги, особенно с описанием переосмысления событий 30-х годов прошлого века. В списке книг, которые Юлия порекомендовала прочесть своей дочери, — «Прогулки вокруг барака» Губермана, «Чума» Камю, «Крутой маршрут» Гинзбург и «В круге первом» Солженицына.

Все весточки от мамы Евгения публикует в соцсетях. Одно из последних опубликованных посланий было адресовано Юлией к «дорогим незримым друзьям» в канун своего Дня рождения в августе.

— Как пишет мой любимый Мераб Мамардашвили, добро всегда надо делать сознательно, тогда как зло растет само по себе. Самое смешное, что в белорусских сказках, которые я так люблю и так много изучала, та же мысль: зло возникает на тех местах, где мы не успели вырастить добро.

Эта ноосфера и есть рост добра. Тем самым каждый из вас сегодня переборол зло. Пусть даже не осмелился поставить свою подпись, но просто светло и разумно мыслил. Когда я выйду отсюда и смогу с вами разговаривать, мы сможем поливать, удобрять сад Добра. Уже вместе.

У белорусов, я писала об этом в книжке «Белорусы. От «тутэйшых» — к нации», есть такой способ действия — путь доброй мысли. Мыслью, добрым поступком, светом, рассеивающимся вокруг нас, мы даем меньшее пространство для абсурда. Мне видится это кругом из сияющих частиц — кругом, оберегом для  всех, кто сейчас в отрыве. От улыбок, рук, губ, слов, своих любимых и близких.

Этот круг — оберег — то, что вы можете нам дать. Прошу вас, не разочаровывайтесь ни в судьбе, ни друг в друге. Будьте бережны к другим, — обратилась ко всем Юлия Чернявская.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(27)