«Я подралась с обидчиком, который намекнул, что у мужа есть любовница»

Известная художница Елена Адамчик рассказала про буйного и гениального супруга, про любовь с первого взгляда, а также про драки, которые являются показателем того, что чувства не закончилась.

В этой семье кипят воистину шекспировские страсти! Хоть внешне она кажется тихим ангелом во плоти: спокойная, с плавными движениями и мыслями только об искусстве. А вот супруг Адам Глобус - художник и писатель - никогда не сдерживал своих эмоций: бушевал, бросал правду в лицо, неважно - близкие рядом или малознакомые.

Они вместе почти 30 лет, но до сих пор эмоциональны и задиристы, как подростки: могут выяснять отношения громко, аппетитно, круша, что под руку попадется.

- Мобильники или посуду? - уточняю я, устраиваясь в ее просторной белоснежной мастерской в уютной сталинке в центре Минска.

- Чаще фотоаппараты… Выставочные фотографии… - улыбается Елена. Да уж, понятно, громить - так дорогое дорогим: любимый муж незаменимую технику, любимые картины…

Она настолько далека от будничной суеты, что не понимает разговоров «не про искусство». Елена встретила меня на пороге мастерской в махровом халате и с мокрыми волосами. До открытия парижской выставки - считанные дни, и она с головой ушла в фотографию.

- Про наши отношения он уже все написал, - Елена протягивает свой фотоальбом Bielaruski, посвященный белорусским женщинам. В нем Адам Глобус пронзительно и точно описал и их личные отношения.

- Когда я влюбился в Лену, я постоянно ее рисовал… Есть один портрет, сделанный масляными красками на холсте, который вобрал в себя все мои готические поиски. Лена его любит и всегда вешает на стену. Это далеко не лучшая из моих картин, временами сильно раздражает взгляд. Однажды в припадке сумасшедшей ярости я хватаю нож и режу полотно: увечу свое, чтобы не покалечить ее. Лена прячет дырявую картину за шкаф, а через три года она везет порезанный ножом портрет к реставраторам. Те удивляются: «Никогда еще и никто не хотел обновить современную картину»…

Та самая картина, но уже после реставрации, которую Глобус нещадно кромсал ножом. Фото из семейного архива

- Да ваш муж оказывается буйный!

- Очень верно - буйный. Такое было постоянно, - поддерживает Елена. - По молодости все бурлило и кипело, мы даже дрались! Да и сейчас бывает. Мне кажется, что это как раз показатель того, что отношения еще не притупились, что не все равно, что нет равнодушия…

Они познакомились в 82-м на танцах в театрально-художественном институте. Как и их союз, знакомство было ярким и провокационным. Он не обнаружил на месте свою шляпу и нервно, как и положено гордому молодому художнику, рубанул: «Какая скотина трогала мою шляпу?!» «Я!» - сверкая изумрудными глазами, рассмеялась Елена, принимая вызов. Это была любовь с первого взгляда.

Они вместе почти 30 лет, но до сих пор порой выясняют отношения громко, аппетитно, круша, что под руку попадется

- Ведь первый взгляд - самый честный и правдивый. Потом человек старается подать себя лучше, чем есть на самом деле…

«В деревенский загс я отправилась в кожаной юбке и шляпке»

В первые годы страсть была сумасшедшая. Они старались поменьше спать, чтобы больше времени проводить друг с другом.

- Мы вставали в три утра и бежали на встречу: я тогда жила на бульваре Шевченко, а он - на Карла Маркса. Встречались посередине - на Комсомольском озере. Мы поджидали рассвет и разговаривали, разговаривали, разговаривали…

Молодой художник посмеивался над научной деятельностью подруги. В 80-е Елена была биологом, защищала кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональное состояние синаптических мембран головного мозга при старении».

А он все никак не мог взять в толк, зачем ей это. Зачем каждый день ни свет ни заря мчаться на другой конец города, за кольцевую, за какими-то научными разработками? Она каждый раз объясняла, что это тоже своего рода искусство - неизведанное и притягательное.

- Меня всегда интересовал момент восприятия окружающего мира: почему мы видим его так, а не иначе? Как устроен глаз, как устроена нервная система? Ведь именно в синаптических мембранах происходит превращение химической энергии в электрическую...

Но в лихие 90-е наука стала ей неинтересна: новые разработки приостановили, сдвинув акценты на просиживание штанов…

И она с головой ушла в фотографию, которой жила с девяти лет, когда папа купил ей хороший немецкий фотоаппарат. С тех пор Елена фотографирует жизнь, получая не только удовольствие, но и порой гонорары…

На днях Елена презентует в Париже свою новую выставку

Поженились через год. Тогда было сложно зарегистрироваться в Минске, и пара на рейсовом автобусе отправилась в деревню Погост.

- Разве это важно? Ерунда! Нами никогда не руководили условности, не вижу в этом смысла. Платье? Я была в любимой широкой кожаной юбке, свитере и французской шляпке, которую привезла из Парижа подруга Тамара Гончарова…

«За сплетню о любовнице мужа я набросилась с кулаками»

К быту Елена относится философски: от него не убежать, а потому нужно решать проблемы по мере поступления, желательно, не отрываясь от любимого занятия.

Таймер на кухне постоянно дергает хозяйку, которая на бегу извиняется: «Мне надо там приготовить…» - и в который раз исчезает за углом.

- Приготовить еду, вызвать сантехника, чтобы починить кран - сделаю, ерунда. Но квартиру не убираю, зачем? У нас всегда были помощницы по хозяйству, это экономит время…

Адам Глобус гордится женой, поясняя, что Елена - натура утонченная и обожает роскошь во всем: в мехах, драгоценностях, своих работах, отношениях. Чтобы было ярко и по-настоящему, с надрывом.

- А вы не ревнуете мужа, все-таки натура творческая, художник… Через минуту я понимаю, что мне повезло с ответной реакцией на дурацкий вопрос. Елена в очередной раз появляется из кухни, сопровождаемая ароматами приправ и вкуснющего мясного бульона. Ее тонкие длинные пальцы будто невзначай играют с невесть откуда взявшимся ножом.

- Однажды из-за этих сплетен мы даже с Сысом подрались (поэт Анатолий Сыс. - Ред.). Он слащавым голосом пытался мне намекнуть, что мой муж встречается с бабой. Меня такие разговоры жутко раздражали. Я набросилась на обидчика и изо всей силы стала колошматить. Когда прибежал муж - ему сказали, что бьют жену - Сыс уже вылезал из глубины хрустевшего куста сирени: с синяками и в разорванной рубашке…

Если я и ревновала, то к его так называемым друзьям, которые на самом деле были бездарными свистунами. Слава богу, время расставило все по местам и показало кто на что способен. А что до женщин, так меня всегда окружали самые прекрасные и знаменитые модели. Сейчас даже жалею, что у него временно нет натурщицы, он ведь рисует с живой натуры, не по фотографии, как большинство так называемых мастеров... Вот тогда он оживает, появляется стимул, огонь внутри и результат - утонченные и легкие наброски. Если бы он не женщин, а мужчин любил, вот тогда бы у нас точно ничего не получилось…

«Недодают детям те мамы, которые ничего не делают»

Сейчас она видит счастье в 10-летнем внуке, с которым обожает ходить в цирк, театры, музеи, кормить птиц, подкладывая крошки и семечки во всевозможные кормушки. Адам Глобус каждую неделю устраивает для внука мастер-класс - дает уроки живописи.

В свое время им с детьми помогали бабушки. Оставляя сына и дочь на родных, она мчалась грызть гранит науки, потом фотографировать очередную коллекцию в дом мод, следом на творческие встречи…

- Конечно, у меня получалось все совмещать, почему нет? Вы хотите спросить, не обделила ли я вниманием детей? Полнейшая ерунда! Недодают детям те мамаши, что ничего не делают, бездействуют. Что может дать женщина своему отпрыску, которая ничем не интересуется, книг не читает?

Супруги ни разу не праздновали годовщину свадьбы, даже не вспоминали про даты, пока ее мама однажды не вздохнула: «Вы уже столько лет вместе!» А ведь именно будущая теща выбрала мужа для своей дочери. В их хлебосольном доме, где собиралась половина Минска, кто только ни бывал! Но лишь увидев Глобуса, мама кивнула: «Вот он мне нравится, он - настоящий!»

Его многие называют гением, а потому прощают и жестокую прямолинейность, и задиристый нрав, и бушующую эмоциональность.

- Помню, я только села за руль, еще плохо ориентировалась на дороге. Я опаздывала на работу, зима, нервничала, но все равно пообещала подвезти мужа. В какой-то момент ни с того ни с сего машина встала как вкопанная прямо на трамвайных путях! Как же он взвился… - Елена рассказывает, что муж порой загорается как спичка, чирк - и уже полыхает пламя. - В тот день пострадали не только мои уши, которые в очередной раз услышали гениальные трели из его уст, но и моя аудиотехника. Побуянив, он выскочил из машины, оставив меня разбираться с проблемой. Хотя она не стоила выеденного яйца - ну стала посреди перекрестка и что?..

Со временем Елена научилась справляться со стихией, резонно рассудив, что женщина по отношению к мужчине - вторична, так уж заложено природой.

- Женщина по натуре не лидер, она должна оставаться женственной и всегда уступать мужчине. Тогда они будут дополнять друг друга. Если же они будут одинаковыми в эмоциях, запале - они станут одинаковыми и не смогут жить вместе. А потому разумно отойти на шаг назад, быть чуть позади - и в эмоциях, и в принятии решений. Чтобы в итоге оказаться мудрее. Не зря же меня дочь называет миротворцем!

«Жизнь гораздо интереснее сериалов»

Деньги на хозяйственные нужды хранятся у нее, Адам Глобус по магазинам не ходит.

- Ну разве что за йогуртом, которого не обнаружит в холодильнике. Глянет, закипит - и идет в магазин. А я считаю, что йогурты - это зло, - Елена спешит на очередную встречу и рассказывает уже на ходу. Махровый халат сменили джинсы и вязаный серый свитер, и она еще больше стала походить на симпатичного подростка - тонкого и хрупкого.

- А как же молочнокислые бактерии? - встаю я на защиту лакомства.

- Так а кефир вам на что? - парирует художница, надевая вязаную шапку с большим помпоном и проплывая мимо изящного велосипеда, который красуется в коридоре под стать хозяйке. - Хорошо хоть удалось приучить мужа к овсяной каше по утрам, а то раньше все требовал яичницу с салом. Правда, от масла пока так и не отказался. Я ведь биолог, знаю, сколько чего человеку надо. Главное с утра съесть кашу с лесными ягодами, а обед у нас вечером. Все это ерунда - не есть после шести. Мы - как европейцы, а у них обед в семь вечера, и это считается нормальным. За день так выбегаешься, как тут не поесть?

Елена смеется вопросу, тяжело ли жить с творческим человеком, и тут же поясняет, что трудно жить с нетворческим.

- Если человек ничего не смыслит в искусстве, книг не читает - для меня он потерян, неинтересен. Причем я не имею в виду, например, крестьян, которые бывают очень творческими натурами. Каждую травку может назвать, каждую птичку знает по голосу… Пастух же он тоже поэт. Он пасет стадо и смотрит порою в небо, на облака. Знает, когда ждать дождя, а когда придет время радоваться солнцу…

С годами мы стали лучше понимать друг друга. Как и то, что жизнь никогда не бывает простой. Главное знать, что мужчина - глава семьи, и не доверять сказочным сериалам. Их придумали, чтобы люди жили в мире иллюзий, чтобы мы тянулись к несуществующему идеалу красоты. На самом деле все гораздо сложнее и интереснее, и в этой невероятной непредсказуемости моментов нужно учиться быть счастливыми несмотря ни на что.

ДОСЬЕ «КП»:

Адам ГЛОБУС (настоящее имя - Владимир Адамчик) - писатель-прозаик, эссеист, поэт, издатель и художник. 55 лет.

Родился в Дзержинске в семье белорусского писателя Вячеслава Адамчика. С 1959 года живет в Минске. Окончил Минское художественное училище, Белорусский театрально-художественный институт. Работал чертежником, художником-реставратором, редактором журнала «Родник».

Один из основателей неформального объединения молодых литераторов «Тутэйшыя», которое в 1988 году организовало ставшую традиционной акцию поминовения жертв советского режима под названием «Дзяды». Член Союза писателей СССР, Союза белорусских писателей.

Издал 25 оригинальных книг. Его произведения печатались на всех основных языках мира. На русском языке вышли книги «Оборотни» (1991), Demonokameron (1993) и «Лирика BY» (2007).

Елена АДАМЧИК - известный фотохудожник. Первая персональная выставка Nude veritas прошла в Варшаве в 1992 году. Престижная галерея Vartai и критик Скирмантас Валюлис в Вильнюсе признала Елену первым фотографом, открывшим цвет в фотоискусстве Литвы. Создала шесть фотоальбомов, рассказывающих о женщинах разных стран, среди которых и книги Bielaruski. Women of Europe и Women of Monaco.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)