Уже начали проявляться признаки ослабления спроса <на беларусские товары> в России, возросла конкуренция на российском рынке, достигнуты пределы загрузки мощностей, существенно перегрет внутренний спрос. Все это формирует риски для дальнейшей динамики промышленности.
Харитончик: Высока вероятность, что потолок роста беларусской экономики близок, и дальше чудес не будет
Анатолий Харитончик — о росте беларусского ВВП и где у него предел.
Старший научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик проанализировал экономическую активность и инфляцию в Беларуси за июль 2024 года и рассказал о тенденциях, которые предпочитает не признавать беларусское правительство. Филин выбрал ключевые моменты из брифинга.
— За 7 месяцев этого года экономика выросла на 5,5%, и годовой прирост ускорился более чем в два раза, — говорит эксперт.
Однако этот факт можно считать положительным лишь условно, добавляет он: высока вероятность, что потолок роста близок, и дальше чудес не будет.
Основной вклад в рост ВВП в июле, отмечает Анатолий Харитончик, внесли сельское хозяйство и промышленность — впрочем, отчасти на это повлияли календарь и погода. Из-за климатических условий сместились сроки и скорость уборки урожая, а количество рабочих дней в месяце (на два дня больше, чем в июне 2024-го) отразилось на показателях предприятий.
Но сельское хозяйство — драйвер временный, уже в августе ситуация изменится, и графики роста добавленной стоимости пойдут вниз. Урожай также обещает быть не рекордным, а вполне себе средним — примерно на 10% выше, чем в прошлом году.
— В целом, если устранить влияние неравномерности сбора урожая на динамику ВВП, то экономика демонстрирует признаки выхода на плато, — добавляет экономист. — Мы, вероятно, находимся вблизи пика экономической активности. Дальше динамика будет ослабевать.
Помимо агрокомплекса, увеличился вклад IT-сферы в экономику до 0,3% — причем с мая 2022 года, после затяжного падения, это самый заметный рост. Восстановление отрасли, по мнению эксперта, может происходить в связи с переориентацией беларусского бизнеса на рынки России, ЕАЭС, стран СНГ, а также приходом российских игроков.
Если говорить о промышленности — показатели растут, но потолок, похоже, близок. К тому же рост неравномерный: например, в Гомельской области отмечается спад (это может сигнализировать о проблемах на Мозырском НПЗ), в то время как в Минской, Могилевской и Гродненской области производство увеличилось (в частности, за счет машиностроения, химической и пищевой отраслей).
— Наша промышленность экспортоориентирована, в обрабатывающих отраслях около 70% продукции поставляется в другие страны. И по данным за июнь (июльских пока нет), сальдо внешней торговли колеблется вблизи нуля.
При этом, продолжает Анатолий Харитончик, интересен ретроспективный пересмотр состояния внешней торговли Белстатом и Нацбанком. И если за 2021 год изменения незначительны, то за 2023-й ведомства насчитали дефицит, а в 2024-м сальдо, согласно обновленным данным, существенно улучшилось.
Этот пересмотр не меняет картину внешней торговли в целом (она выглядит хуже, чем в прошлые годы), но создает впечатление роста в текущем году — вот, мол, как правительство и дипломаты успешно осваивают новые рынки и продвигают импортозамещение.
Таким образом получилось, что за 6 месяцев 2024 года Беларусь вышла в небольшой профицит — поставила отечественных товаров на 100 миллионов больше, чем завезла импортных.
— При этом за июль наблюдается рекордная покупка валюты фирмами с 2010 года, — обращает внимание экономист, — это, на мой взгляд, индикатор того, что в будущем внешнюю торговлю опять «скорректируют» в сторону ухудшения.
Говоря о положении дел внутри страны, инвестиционный спрос эксперт называет «довольно сдержанным»: так, вложения в основной капитал сильно недотягивают до довоенных показателей и остаются на среднемесячном уровне 2021 года. А вот потребительский спрос остается высоким и довольно сильно перегретым — растущие зарплаты и доступные кредиты беларусы предпочитают использовать сейчас, не откладывая деньги в кубышку.
Под угрозой перегрева, говорит эксперт, находится и рынок недвижимости: спрос превышает предложение, цены близки к многолетнему максимуму.
— При этом темпы строительства жилья снижаются, и если спрос на жилье будет стимулироваться, в том числе за счет льготных кредитов, то доступность его может снизиться из-за роста цен, — считает Анатолий Харитончик.
Административное регулирование цен, от которого беларусские власти не отказываются, играет свою роль: потребительская инфляция в июле, по официальной статистике, замедлилась (годовой показатель снизился до 5,5%, прирост цен за месяц — вблизи 4,5%). К тому же внес свою лепту Минздрав, который продолжает принудительно ограничивать стоимость платных медицинских услуг.
А вот нерегулируемые услуги (бытовые, ветеринарные, гостиничный бизнес, санаторно-оздоровительные, спортивные, образовательные курсы и т.д.) продолжают дорожать, заметно и быстро.
За сдерживание цен многие предприятия платят снижением собственной прибыли, и пока их финансовое положение не ухудшилось критично — но вопрос в том, как долго можно поддерживать такую систему.
— На мой взгляд, пока внешние условия складываются довольно благоприятно, позволяя поддерживать статус-кво, — отмечает Анатолий Харитончик. — Но любой сильный внешний шок существенно ограничит возможности властей по использованию жесткого ценового контроля.
В общем, инфляционный навес сохраняется и продолжает накапливаться. По прогнозу эксперта, годовая инфляция в августе сохранится в пределах 6%, а по итогам года составит около 5,7%.
Беларусская экономика продолжает функционировать в состоянии избыточного спроса — и продолжит, скорее всего, это делать в следующем году, если не произойдет сильных потрясений в мировой экономике или крайне резкого ослабления спроса в России.
— И чем продолжительнее будет сохраняться стимулирующая экономическая политика, тем вероятнее сценарий «жесткой посадки» в среднесрочной перспективе, населению и бизнесу это надо осознавать.
Читайте еще
Избранное