Выборы в Грузии: почему многие жители страны, которая стремится в ЕС, голосовали за «Грузинскую мечту»?
По итогам парламентских выборов в Грузии ЦИК страны предварительно отдал победу правящей партии «Грузинская мечта», но оппозиция отказывается признавать эти результаты и анонсирует акции протеста.
Впрочем, даже опросы оппозиционных телеканалов показали, что за «Грузинскую мечту» проголосовали минимум 40% избирателей. BBC объясняет почему.
С одной стороны, правящая партия умело использует консервативные настроения части общества.
Например, она говорит о защите населения от «пропаганды и популяризации ЛГБТ» — этот посыл импонирует многим избирателям. По данным проекта «Всемирный обзор ценностей» (World Values Survey), по уровню толерантности Грузия заняла 82 место среди 88 исследованных в период с 2017 по 2022 год стран: более 90% опрошенных заявили, что не оправдывают гомосексуальность.
«Грузинская мечта» также умело использует тему войны в своих выступлениях.
«Желающие вовлечь страну в войну, внутренние и внешние враги ждут хоть малейшего шанса как-то подменить национальное правительство агентурой, что напрямую означает бомбы в Грузии и разрушение страны», — убеждал избирателей глава партии Бидзина Иванишвили.
На фоне кризиса в отношениях с Западом некоторой части населения кажется важным сохранить мир с Россией, которая непосредственно граничит с Грузией.
«Конечно, не все обязаны быть экспертами в геополитике. И когда тебе постоянно говорят, что есть огромный риск войны с соседом, то многие просто верят этому и боятся, это понятно», — отмечает аналитик Бадридзе. Он добавляет, что политики «Грузинской мечты» предусмотрительно не раскрывают деталей опасностей, которые якобы нависли над страной.
Они описывают угрозы в предельно общих чертах, что, с одной стороны, играет на глубинных страхах, а с другой — осложняет задачу опровержения озвученных версий.
Еще один важный аспект — «Грузинская мечта» продолжает позиционировать себя как сила, которая приведет Грузию в Евросоюз, сохранив при этом баланс в отношениях с Москвой.
«Именно это правительство поведет Грузию по пути Европейской интеграции. В 2030 году Грузия будет страной, прекрасно подготовленной к вступлению в Евросоюз. Именно в наших руках возможность сделать эту страну лучше, улучшить экономику, повысить социальный уровень наших граждан до европейских стандартов. Вот, что мы можем сделать. И мы уже это делали на протяжении многих лет» — сказала BBC представитель «Грузинской мечты» Мака Бочоришвилли.
Представители оппозиции и некоторые аналитики относятся к этим словам скептически, отмечая, что именно правящая партия спровоцировала в этом году самый глубокий кризис в отношениях Грузии и Запада за последние 20 лет, приняв, несмотря на масштабные протесты, закон «О прозрачности иностранного влияния» (закон об иностранных агентах). После этого процесс вступления страны в ЕС был приостановлен, а США — стратегический партнер Тбилиси — начали пересмотр двусторонних отношений.
Десятки представителей правящей партии и чиновников оказались под визовыми ограничениями США «за подрыв демократии Грузии», а несколько граждан Грузии, том числе и два высокопоставленных сотрудника МВД, — под санкциями.
Сможет ли оппозиция обернуть ситуацию в свою сторону?
«Я думаю оппозиция была в эйфории после объявления экзитполов, потом, после объявления официальных результатов, перешла в депрессию, и пока пребывает в растерянности», — говорит политолог Гиа Нодиа.
Сразу после объявления первых официальных данных они взяли паузу, чтобы обсудить время и стратегию проведения протестов. Эта задержка может сыграть на руку «Грузинской мечте».
С ним согласен и бывший дипломат Бадридзе: «В 2003 году, когда тогдашнее правительство попыталось украсть выборы, у протестов были очень авторитетные и энергичные лидеры. На этот раз какого-то одного конкретного и яркого лидера у оппозиции нет. Я не знаю, насколько наше общество сумеет самоорганизоваться, насколько нынешняя оппозиция сможет стать движущей силой этих протестов».
Гиа Нодиа заключает: «Протесты будут, но масштабных протестов, которые приведут к каким-то ощутимым политическим результатам, я не жду».
Читайте еще
Избранное