Общество

Катерина Батлейка

«Все чаще думаешь, что живешь при Сталине»

«Салідарнасць» продолжает говорить с беларусами в Беларуси о настроении, тревогах, планах. Все имена героев изменены. Первую часть читайте здесь.

Минск. Привокзальная площадь. Иллюстративный снимок

Арина (Минск): «Красно-зеленая символика и машины с российскими номерами бесят»

— К сожалению, жизнь в Беларуси идет своим чередом. Будто мы приспособились жить в той реальности, что нас окружает. У меня настроение нейтрально-пессимистичное. Вроде живешь свою жизнь, которая, с одной стороны, нормальная, но она все равно наполнена страхом, что за тобой «придут». С другой, потом читаешь новости и окунаешься в реальность, где происходит один ужас.

Если говорить о будничной жизни, то из моей продуктовой корзины в магазинах все есть, заведения, в которые я всегда ходила, продолжают работать. Единственное, вечное подорожание цен. Ну и про путешествия я вообще молчу: с момента, как начали проверять телефоны на границе, я и думать о них боюсь.

Арина считает, что Минск вернулся в состояние до 2020 года, только с большим количеством красно-зеленой символики и машин с российскими номерами.

— Это, конечно, пугает и немного бесит. Особенно российские машины.

Новостная лента девушки обновляется каждый день. Если происходят какие-то острые события, то и каждый час. Читает новости Арина в независимых беларусских и российских СМИ.

— Реакция на события такая: то ли плакать, то ли молиться. Из последних новостей — порадовал мятеж Пригожина. Даже появилась какая-то надежда, но увы. А огорчила…Новость о смерти Алеся Пушкина при «невыясненных обстоятельствах».

читайте также

Планы на будущее Арина строит только в краткосрочной перспективе. Например, сдать на права. А на 5-10 лет думать не приходится. При этом мысли об отъезде из Беларуси девушку не посещают.

— Как пелось в песне группы Lumen: «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство». Очень люблю Минск, не представляю, как буду жить в другом месте без семьи и друзей, и очень сопереживаю тем, кому пришлось уехать. Надеюсь, что обстоятельства никогда не вынудят меня уехать из страны.

Оля (Минск): «Все чаще думаешь, что живешь при Сталине»

— Я бы сказала, что атмосфера в Минске такая же, как и всегда. Вот недавно были праздники 9 мая, 3 июля — я на них не ходила. Единственное мероприятие, мимо которого я случайно проходила — день, когда студенты выпускались из высших учебных заведений. Туда никого из обычных людей не пускали, хотя это было на Немиге, где много молодежи. Да и пели там не те артисты, которых я хотела бы слушать.

Девушка замечает, что цены в магазинах дорожают постепенно.

— Сначала ты этого как будто не замечаешь, а потом смотришь, глазированный сырок стоит больше рубля. Некоторые товары пропали, но это в основном мелочи, которым есть беларусская альтернатива. Например, KitKat. Вот замена McDonalds в виде «Мак.by» — это разочарование. Картошка-фри там невкусная, будто ее пожарили на сковороде, а в котлете для бургера много сала.

Новости Оля читает ежедневно. В списке просматриваемых — независимые беларусские издания. Их же читает отец девушки, после работы они вместе обсуждают произошедшее за день.

— Вот из последнего обсуждали, что хотят ввести налог для семей, в которых нет детей. Это выбор человека — заводить детей или нет, и наказывать за это ненормально.

Также обсуждаем, как люди до сих пор расплачиваются за участие в митингах в 2020 году — каждый день новости о репрессиях. Сколько поломанных судеб — все чаще и чаще думаешь, что живешь, будто при Сталине.

Что касается мыслей о переезде, то Оля признается: да, бывает задумывается.

— Во-первых, страшно тут жить. Во-вторых, все становится только хуже. Живешь в каком-то хаосе и иногда ловишь себя на мысли, что ты здесь как скот на убой.

Вадим (Гомельская область):

— Если не вдаваться в события, которые происходят после 2020 года и из-за войны в Украине, то тогда настроение может быть нормальным. У нас небольшой городок, периодически в магазине я вижу по три-четыре военных — беларусские они или российские — непонятно, потому что ходят без шеврона.

Конечно, жизнь за последнее время ухудшилась. Помимо основной работы я занимаюсь монтажом видео, на эту сферу деятельности сильно повлияло то, что отключена монетизация Youtube. На основной работе сейчас много идеологии, есть и политические увольнения: за лайки, репосты, участие в митингах уволили шесть человек.

По словам Вадима, он не читает новости — не хочет расстраиваться. Тем не менее на вопрос, тревожит ли его сейчас что-то, отвечает — возможное размещение ядерного оружия в Беларуси и ЧВК «Вагнер».

Планы на будущее мужчина не строит, но периодически задумывается о переезде.

— Уехал мой лучший друг. Я теперь тоже задумываюсь, хотя финансово и морально это сложно. Здесь как в песне: я люблю свою страну, но ненавижу государство.

Артем (Минск): «Проблески надежды вырисовываются все ярче»

— Настроение печальное, но не без проблесков надежды, которые вырисовываются все ярче и ярче. Правда, смотреть в будущее все равно сейчас страшно, потому что оно неопределенное.

Читаю новости в независимых СМИ. Последнее, что запомнилось — это «марш справедливости» от Пригожина на Москву. Это всех всколыхнуло, обсуждали все.

С работой все странно: с одной стороны, у нас на предприятии растет заработная плата, с другой, увольняется много людей или их увольняют по политическим мотивам.

Планов Артем на будущее не строит, потому что ситуация в Минске «меняется каждый день». При этом парень отмечает, что «верит в лучшее».