Власть против сторонников перемен: кто первый моргнет
Казалось бы, марш в Куропаты можно было не разгонять: ведь целью «террористов» и «наркоманов» в первый день ноября был не центр Минска и даже не спальные районы, а лес на окраине столицы. Но те, кому «отступать некуда», в очередной раз выбрали насилие.
На самом деле это поразительно: кто мог представить, что протесты против фальсификации результатов выборов будут длиться уже почти три месяца? Что множество людей раз за разом будут рисковать свободой, здоровьем, а то и жизнью, чтобы продемонстрировать свою гражданскую позицию? Что медики будут выстраиваться в цепочки солидарности? Что пенсионеры будут устраивать собственные марши?..
Сложилась невероятная ситуация: правящая команда, имея в своем распоряжении колоссальный репрессивный механизм, за 85 дней так и не смогла задушить протест. В свою очередь, сторонники перемен не в состоянии добиться, чтобы человек, «наевшийся» власти, наконец-то встал из-за стола и направился к выходу.
Так и стоят они напротив друг друга в ожидании. По сути, сейчас уже многое сводится к тому, кто первый «моргнет». Демонстранты ли устанут выходить на улицы, или сломается дубинка, которой орудует самодержавие…
На первый взгляд, в краткосрочной перспективе незавидным выглядит положение протестующих. Они уперлись в стену омоновских щитов, которая стала последним, но пока действенным аргументом диктатуры.
Фокус в том, что мы не знаем реального положения дел во власти. Виден лишь ее фасад, с которого по краям откалываются кусочки, но в целом он еще стоит. Однако можно лишь догадываться, что на самом деле происходит внутри.
События последних недель выстраиваются в цепочку, демонстрирующую, что там обстановка далека от благополучной.
Визит Александра Лукашенко в СИЗО КГБ был бы невозможен, если бы он считал, что контролирует ситуацию.
Отмена в последний момент провластного митинга показала, что сбоить начинает ранее безотказный административный ресурс.
Перестановки в рядах силовиков, которых, по официальной версии, бросили на укрепление гражданской администрации в регионах, также свидетельствуют о том, что дела идут совсем не так, как хотелось бы властям.
Наконец, срочное закрытие границы, когда на протяжении нескольких часов в Беларусь не пускали даже её граждан, обнаружило, что управленческие решения, похоже, принимаются в состоянии аффекта: в результате механизмы исполнения приказов приходится корректировать уже в процессе.
Проблемы протеста очевидны. Однако, возможно, мы недооцениваем степень истощения власти, которая тоже не железная. С уверенностью можно говорить о том, что это противостояние – экзамен на выносливость и упорство для обеих сторон.
…На провластном митинге 16 августа Юрий Караев высказался в том духе, что митинги противников Александра Лукашенко продлятся не дольше, чем «пару недель». Таковы на тот момент были ожидания министра и власти в целом. С тех пор прошло два с половиной месяца, и Караев уже далече, а протесты никуда не делись.
Главу МВД демонстранты уже – называйте, как хотите – превозмогли, перетерпели, вынесли. И это дает осторожные основания для надежды, что в главной «битве взглядов» сторонники перемен тоже возьмут верх.
Читайте еще
Избранное