«Власть одного горбатого лепит, оппозиция — другого»
Известный независимый социолог Олег Манаев — о новых рейтингах Лукашенко и его оппонентов, а также о доверии к исследованиям и точности результатов.
— В результатах последнего исследования отмечается один из самых низких рейтингов руководителя государства Александра Лукашенко. Почему он настолько снизился, по вашему мнению?
— Во-первых, если строго смотреть, это падение на 6%. Напомню, что согласно декабрьскому опросу было 33,3%, сейчас стало 27,7%. Просто это, знаете, такой символический уровень, ниже 30%. За почти 23 года правления Александра Григорьевича такое не так часто случалось.
Но сказать, что все обрушилось, и такого никто не ожидал, просто нельзя. Если взять динамику с сентября прошлого года, то она очевидна. Меньше, и меньше, и меньше. Но что тут удивительного?
Оценки, которые я вижу в белорусских СМИ, которые звучат — они правильно обращают внимание на то, что, как правило, перед выборами происходит социально-экономическая накачка и доходов, и пенсий, и стипендий, и много чего еще, чтобы граждане соответственно проголосовали. А потом накачка прекращается. Вдобавок сейчас сложное экономическое положение. Результат в октябре на выборах был достигнут, сейчас власть взялась делать то, что считает нужным. И мы видим: повышается пенсионный возраст, другие непопулярные меры.
— Почему падает рейтинг Лукашенко, более-менее понятно. Но мы видим, что рейтинг оппозиции, которая его критикует, совсем не увеличивается. Только у двух человек он больше 1%...
— Вот тут точно нет ничего удивительного. Если вы посмотрите рейтинги белорусской оппозиции за последние, скажем, десять лет, то увидите общую картину. Перед президентскими или, в меньшей степени, парламентскими выборами рейтинги, узнаваемость некоторых оппозиционеров поднимается. Все же разрешена агитация, ведутся кампании. Не очень сильно, но обычно на несколько процентов. А потом снова опускается.
Так было с 1990-х годов. Это общее правило, кстати, не только для Беларуси. В США то же самое. А почему их рейтинг даже ниже погрешности выборки, ниже 1%, то что тут сказать...
Я думаю, вы сами видите, какие процессы происходят в белорусской оппозиции, я бы сказал, последние лет десять, после выборов 2006 года. Постоянное выяснение отношений между собой, кто прав, кто нет. Кто агент КГБ, кто нет, кто где зарплату получает. Все это бесконечно выплескивается, народ это видит, и понятно, что индивидуальные рейтинги оппозиции меньше 1%. Это ничтожно мало. На них можно даже не обращать внимания.
То же касается и рейтинга доверия к политическим партиям. Если не ошибаюсь, настолько низкие показатели у оппозиции вообще впервые с 90-х годов. И ничего удивительного в этом нет. Думаю, сегодня надежды на перемены к лучшему в стране белорусы связывают не с оппозицией, не с ее отдельными структурами и отдельными людьми.
— Почему, по вашему мнению, результаты исследований независимых социологов в Беларуси очень часто не нравятся, вызывают критику не только со стороны представителей власти, но и со стороны оппозиции? С чем это связано?
— Да только с одним — с тем, что независимые социологи (и это касается не только НИСЭПИ) честно, научно выполняют свою работу. Это первое.
А второе — это то, что ни власти, ни значительная часть оппозиции не хотят признавать правду, существующую в стране. Эти данные противоречат созданной ими картине, даже слепленной.
Знаете, есть такое выражение: «Не лепи горбатого». Так вот, власть одного горбатого лепит, оппозиция — другого. Их картина не совпадает с результатами социологов, отсюда и такая реакция.
Полностью интервью читайте тут
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное