Общество

Алиса Соколова

«В первые дни войны за эвакуацию семьи белорусов с детьми просили 2,5 тысячи долларов»

Как Белорусский кризисный центр во Львове помогает беженцам и территориальной обороне.

Не все белорусы эвакуировались из Украины с начала войны. Среди тех, кто остался, — Алексей Францкевич. Он координатор Белорусского кризисного центра во Львове, который до недавнего времени помогал белорусам, вынужденным бежать с родины из-за репрессий. Сейчас Алексей помогает украинцам — как тем, которые спасаются от войны, так и территориальной обороне.

Бои в Горенке-Ирпень, Diego Herrera @diegoherreraphotojournalist

При этом работать приходится в условиях, когда банковские карты всех белорусов, которые остались в Украине, а также кризисного центра заблокированы.

— Если мы не найдем деньги на существование, придется уезжать, — говорит Алексей. — Чтобы пополнить баланс мобильных телефонов, приходится просить деньги у украинцев.

Сегодня днем с Алексеем связался белорус, который находится в городе Буча под Киевом, где идут бои. Он спасал раненую женщину. Написал, что люди пытались выехать из города, их пропустили, а потом машину с мирными жителями вдогонку расстреляли.

Все фото BUCHA LIVE

По данным телеграм-канала BUCHA LIVE, погибли два человека, в том числе один ребенок, еще четверо были ранены.

Мы разговариваем вечером 5 марта, когда в Буче нет электричества, и на связь жители не выходят.

— Мне известно, что в каждом доме в Буче десятки погибших местных жителей.

По словам Алексея Францкевича, у белорусов, которые остались во Львове и окрестностях, много задач.

— Наши люди работают волонтерами на вокзале, они подсказывают беженцам, какие эвакуационные автобусы есть, дают номера горячей линии. Ищут варианты для заселения, рассказывают, где беженцы могут получить помощь, в которой нуждаются.  

Белорусы разгружают и сортируют гуманитарную помощь. Размещают у себя беженцев. Находят средства на покупку спальников, одеял и постельного белья.

Наши ребята работают во всех телеграм-каналах для украинцев, координируют коммуникацию по всей стране.

Каждый день задачи разные. Например, просят найти человека с английским языком и с опытом логистики. Мы его нашли и отправили в тот штаб, где он необходим. Нужен человек с автомобилем, чтобы кого-то вывезти отсюда или привезти с границы, — решаем вопрос.

Когда человек приходит в территориальную оборону, он получает только автомат. У него нет ни бронежилетов, ни каски. Обмундирование стоит порядка полторы тысячи долларов на одного человека. Ищем доноров, которые помогут приобрести и доставить средства защиты.

На склад, где разгружают медикаменты, требовался фармацевт или врач. Вчера мы привезли волонтера-медика из Израиля с границы, он отозвался —будет помогать сортировать лекарства. Израильская делегация попросила организовать встречу с органами местного самоуправления.

В составе делегации — заместитель мэра города Ришон-ле-Цион (побратима Львова) и девушки-медики. Часть добровольцев поехала под Киев.

Львов стал перевалочным пунктом для тех, кто бежит от войны. За день через город проходит порядка 40 тысяч беженцев. Периодически срабатывает воздушная тревога, и всем надо бежать в бомбоубежища.

Вчера мы опубликовали историю белоруски Татьяны, которая приехала в Украину с четырьмя детьми за неделю до начала войны, чтобы сделать визы в ЕС, и до сих пор не может выехать, поскольку в городе Буча, где она остановилась, идут тяжелые бои. С утра женщина не выходит на связь. О судьбе ее семьи Алексей Францкевич узнал поздно вечером: все живы.

— В первые дни войны за их эвакуацию просили 2,5 тысячи долларов. Думали, что в понедельник соберем деньги и их вывезем. Но в понедельник начали бомбить город. Вокруг взорвали мосты, и эвакуация стала невозможна. Зеленый коридор сегодня не дали.

Тем временем, как сообщает телеграм-канал BUCHA LIVE, в городе сегодня убили троих волонтеров, которые развозили еду местным жителям и помогали им.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(17)