Филин

Валерия Перепелкина

Усов: «Отношение поляков к белорусам не поменялось в негативную сторону, есть солидарность и поддержка»

Политолог — о взаимоотношениях поляков с восточными соседями.

Акция солидарности с журналистом Андреем Почобутом в Варшаве. Фото Польское радио

11 ноября Польша отмечает День независимости. Филин спросил у политолога Павла Усова, который продолжительное время живет в Польше, изменилось ли отношение поляков к белорусам в свете последний событий.

— Если брать контекст того, что происходит сейчас, то пока отношение к белорусам никоим образом в негативную сторону не поменялось. Все понимают, кто конкретно провоцирует кризис на границе. Продолжается та тенденция, которая сформировалась с лета 2020 года: солидарность и поддержка белорусскому демократическому движению.

Есть четкое осознание причин и следствий действий на границе с ЕС. Тот факт, что власти Польши проводят конкретный раздел между белорусским обществом и режимом, подтверждается недавним звонком Анджея Дуды Светлане Тихановской.

Конечно, очень важно, чтобы во всех медиа и официальных заявлениях ситуация подавалась так, что именно режим Беларуси, а не сама Беларусь провоцирует негативные события на погранпереходе с Польшей. И санкции вводятся не против Беларуси, а против режима Лукашенко.

Это разделение должно существовать, чтобы в сознании общей массы людей не формировалось негативных стереотипов.

Бывает, что поляки в объявлениях о сдаче квартиры просят русскоязычных не беспокоить их звонками. Почему так происходит, зацепило ли это как-то белорусов?

— Думаю, это не массовое явление, а, скорее всего, отдельные случаи, связанные с какими-то личными предубеждениями. Конечно же, русскоязычные — совершенно не означает, что это украинцы или белорусы.

Хотя, некоторые могут думать, что все, что находится восточнее Польши — это Россия.

Однако еще раз подчеркну, что это все личные предубеждения либо личный негативный опыт отношений с теми или иными категориями граждан. Это действительно не должно переноситься на все общество в целом.

Еще остается какое-то недоверие и представление о том, что люди с востока — какие-то варвары или преступники. Опять же, это стереотипы, такие же, как и по отношению к полякам в Германии или Великобритании. К сожалению, бытовой опыт чаще всего определяет схемы поведения или восприятия тех или иных народов.

Что касается разницы отношения к украинцам и белорусам: с Украиной у Польши все значительно сложнее. Это, прежде всего, обусловлено негативным историческим опытом, событиями времен Второй мировой войны — действия националистических групп Западной Украины, так называемая «Волынская резня», которые привели к массовым жертвам среди польского населения в Украине.

Те события, которые усиливаются еще официальной консервативной властью и такими же СМИ, формируют определенное представление как о стране, так и об украинцах в отдельности.

По моему опыту, после событий на Майдане в 2004 и 2014 годах, солидарность и поддержка для украинцев со стороны большинства населения Польши была абсолютной. Конечно, существуют группы так называемых радикальных националистов, которые даже Путина поддерживают.

Но нельзя оценивать отношение поляков к украинцам либо белорусам по какой-то маргинализированной группе, которая может использоваться в различных интересах разными политическими субъектами, в том числе и РФ.

Такие радикальные националисты участвовали в войне против Украины на стороне России и донецких сепаратистов. Поэтому всегда будут определенные категории, которые станут своеобразной ложкой дегтя в бочке меда.

В целом же, думаю, что сейчас общее настроение, мнение и поддержка большинства на стороне белорусов.