Война

Ирина Морозова

«Украина каждый день платит жизнями людей, пока до партнеров дойдет, что нужно перестать бояться кремлевского ходячего трупа»

Экономист — о важности победы над врагом и «совком в головах».

Экономист Ярослав Романчук, живущий в Киеве, в последний месяц много ездит по стране и встречается с гражданскими активистами. Он рассказал «Салідарнасці» об атмосфере и настроениях, а также о том, как в Украине даже в условиях войны продолжает действовать гражданское общество.

— Настроение и настороженное, и обозленное, и вместе с тем боевое.

Я был в Чернигове, практически недалеко от Гомеля — город фронтовой, каждый день похороны, новые прилеты и обстрелы. В центре — здания, разрушенные еще в начале войны…

Для тех беларусов, которые прячут головы в песок, как страусы, поездка в Чернигов на многое могла бы раскрыть глаза: что делают типажи вроде Путина, которых они продолжают считать важными, ценными субъектами.

В каждом городе собирают деньги и гуманитарную помощь, хоронят своих людей — такие будни страны, живущей в военном положении. Хотя, конечно, усталость есть.

Сейчас, добавляет Ярослам Романчук, все внимательно следят за тем, как идет контрнаступление и обсуждают его темпы:

— Оно идет медленно, потому что и оружия не хватает, и наши партнеры, к сожалению, далеко не все понимают, что Украина каждый день платит жертвами, жизнями людей, пока до них дойдет, что нужно делать и перестать бояться кремлевского ходячего трупа.

Но даже в этих условиях люди пытаются подбадривать друг друга и шутить, чтобы шкала нервного напряжения не перешла на новый уровень. И все равно жизнь продолжается, гражданские активисты, бизнес общаются между собой, проводят различные форумы.

А когда появляются ситуации, связанные с неадекватными расходами — включается общественное мнение и власти реагируют на самом высоком уровне, включая президента. Так недавно министра культуры уволили, был большой скандал в отношении госзакупок — гражданское общество здесь невероятная сила.

Одновременно есть и большой запрос на поиск ответов, что будет после войны. И мне бы хотелось, чтобы общество направляло свою мощь не только на коррупционеров, но и на ликвидацию тех причин, которые порождают коррупцию.

Чтобы пришло понимание, что нужно менять систему, а для этого отказаться от более чем 30-летней инерции, когда общество оставляет главные решения властям, которые обманывают и включается схематоз… В Беларуси в этом смысле тоже непочатый край работы, и чтобы реализовать перемены, нужно быть не только против Лукашенко, но и против совка в головах и в экономике.

Читайте еще

Война, 23 декабря. Украина делает ставку на свободный рынок производства оружия. Почему оккупанта Бармалея положили в гинекологию

Война, 22 декабря. Трамп ждет встречи с Путиным, «чтобы закончить войну». Российские военные снова расстреляли военнопленных. Вновь взрывы в Казани

Война, 21 декабря. Зеленский об ударе по онкодиспансеру в Херсоне: «Россияне не могли не знать, что это медучреждение». Масштабная атака дронов на Казань

Война, 20 декабря. В Киеве в результате обстрела пострадали западные посольства. Российский город Рыльск попал под «массированный ракетный удар», есть погибшие. Шольц собирается в Москву?

Война, 19 декабря. «Люди гибнут, а ему «интересно»: Зеленский нетривиально отреагировал на слова Путина. С кем Кремль хочет вести переговоры

Эйдман: «Ввязываться в войну Лукашенко не нужно, а угрожать — да, потому что он боится, что на него нападут»