Комментарии
Янка Грыль, «Белгазета»

Те же яйца

За внешнеполитическими страстями и дипломатическими маневрами, за макроэкономическими проблемами и микроэкономическими подвижками в их решении как-то слегка подзабылось, что Беларусь - социально ориентированное государство. В первую майскую декаду президент постарался напомнить об этом.

Девальвация вкупе с падением экспорта остро поставили целый ряд первоочередных макроэкономических задач, без решения которых о всенародно любимой «социалочке» лучше не заикаться. Бессмысленно спорить о толщине слоя масла и общей архитектонике бутерброда, если бутербродополучатель рискует остаться совсем без хлеба.

Если сравнивать социально-экономический фон предвыборной кампании 2015г. с предыдущей (2010г.), обнаружится разительный контраст: тогда - общенациональная гонка за средней зарплатой в $500 и бодрые рапорты о ее достижении, сейчас - отсутствие каких бы то ни было электоральных «заманух» помимо стабильности. Не до жиру, быть бы живу - примерно так можно описать текущие приоритеты социальной политики РБ.

Доклад министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной президенту Александру Лукашенко, состоявшийся 5 мая, перевел эти приоритеты в конкретную управленческую плоскость: удержать цены, сохранить трудовые коллективы и т.п.

Не дёргать за цены

Антиинфляционная программа белорусских властей с декабря 2014г. строится на сдерживании цен на товары и услуги. Несмотря на уверенность в том, что Совмин и Нацбанк «успокоили и валютный рынок, и цены», Лукашенко признал, что, во-первых, жизнь дорожает, во-вторых, удорожание носит объективный характер. «Там, где мы можем сегодня приостановить рост цен, этот рост цен надо приостановить. Надо дать понять всем: бизнесменам, предпринимателям, руководителям госпредприятий и всем прочим, что цены желательно сейчас не дергать», - распорядился президент. К слову, на потребительском рынке значительная часть игроков из-за падения спроса и сама вынуждена придерживаться такой стратегии. А вот для госмонополий еще одно напоминание о позиции главы государства по этому вопросу явно не будет лишним: «Когда наблюдается рост цен по контролируемым позициям и особенно в ЖКХ, еще где-то там, где государство повышает цены, это недопустимо. Потому что мы зарплату сегодня не можем поднять».

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в апреле 2015г. по сравнению с декабрем 2014г. вырос на 5,9%. Рост ИПЦ за январь-апрель к аналогичному периоду 2014г. составил 16,4%, при этом на 15% подорожали продтовары, на 10,8% - непродовольственные товары, на 25,9% - услуги. Базовый ИПЦ (исключающий колебания административного и сезонного характера) за апрель в сравнении с мартовским составил 100,7%, в сравнении с декабрем 2014г. - 104,4%. В апреле индекс цен на продовольствие вырос по отношению к мартовскому на 0,7%, по отношению к декабрьскому - на 5,4%, а в целом за 4 месяца 2015г. продукты питания подорожали на 5,9%, сравнительно с аналогичным периодом 2014г. - на 17,5%. Рост цен на непродовольственные товары за апрель достиг 0,8% по отношению к мартовским ценам и 5,3% по отношению к декабрьским. Индекс цен и тарифов на платные услуги в апреле по сравнению с предшествующим месяцем составил 101,6%, с декабрем 2014г. - 108,4%. За январь-апрель ЖКУ подорожали на 19%, к аналогичному периоду 2014г. - на 29,7%.

«Человеку не нужен рост зарплат, если не растут цены», - афористично сформулировал глава государства закономерность, на постижение которой Беларусь затратила почти два десятилетия своей новейшей истории. Попытки госслужащих выбить себе повышенное довольствие («избирательно кому-то коэффициент повысить, кому-то доплату, зарплату, устроить на работу, чтобы на пенсию уйти с хорошей работы») на фоне невиданной ценовой и потребительской аскезы Лукашенко решительно пресек: «Это недопустимо! Я это буду считать провокацией против президента, против действующей власти. Этого быть не должно! Ко всем должен быть подход одинаков».

В условиях, когда персонал многих крупных предприятий мыкается на «двухдневке» или «трехдневке», своевременно прозвучало обещание главы государства провести совещание с Совмином и топ-менеджментом госсектора по вопросу сохранения трудовых коллективов. Более того, аналогичное поручение получила Щеткина: «Эта проблема больше всего касается министра промышленности. Но хотел бы и вас предупредить, чтобы вы в правительстве за этим вопросом понаблюдали и осуществили контроль. У нас на некоторых довольно крупных предприятиях… сложилась весьма напряженная обстановка. Мы ни в коем случае не должны допустить того, чтобы их потерять».

Конкретные шаги по коллективосбережению остались за кадром, но посыл понятен: кризис когда-нибудь закончится, руководству страны придется заниматься любимым делом - «запускать заводы», и тут совершенно некстати окажется, что «нет рабочего люду, нет рабочего класса». Заметим, что и в докризисные времена борьба с кадровой деградацией промсектора не приносила соответствующим ведомствам особых лавров, так что тревога уместна.

С вещами на выход

На протяжении многих лет эксперты всевозможных экономических институций настоятельно советовали властям РБ сократить в госсекторе 5-10% откровенно фиктивных рабочих мест - примерно как коммерческая компания в кризисные времена урезает back office, ударно разносящий кофе и печатающий платежки, ради сохранения и мотивации front office, производящего добавленную стоимость. Увы, не в коня корм — наши власти рассматривают проблему в оптике скорее нравственной и социальной, нежели управленческой, сводя все дело к неравному поединку государства с тунеядцами, пьяницами и разгильдяями.

Вот и на сей раз президент строго-настрого предупредил лодырей и алкоголиков: «Если они сегодня не понимают ситуацию и продолжают это разгильдяйство, им не место в трудовых коллективах». Щеткина доложила главе государства про оптимизацию персонала на предприятиях, деятельность которых мониторит Минтруда: за I квартал 2015г. уволено по сокращению кадров 1800 человек, за прогулы - 11200 человек. Хотя, собственно, и без увольнений в кои-то веки официально регистрируемая в РБ безработица начала расти.

Справка «БелГазеты». По данным Минтруда и соцзащиты, количество зарегистрированных безработных на конец марта 2015г. достигло 39 тыс. - на 73,1% больше, чем на конец марта 2014г., и на 8,6% больше, чем на конец февраля 2015г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец марта 2015г. составил 0,9% от экономически активного населения - против 0,5% в конце марта 2014г.

6 мая, на следующий день после доклада президенту, глава Минтруда заявила, что «пособие по безработице увеличивать не планируется. У нас в положении об адресной социальной помощи прописано: если регистрация безработного официальная, то эта семья и этот человек имеют право на адресную социальную помощь. Комиссия на месте будет разбираться с конкретной ситуацией». Адресным характером соцпомощи министр объясняет и нецелесообразность госстрахования от безработицы.

Впереди лето, и электорат, как обычно, переживет его на подножном корму, однако осенью необходимо сгладить неизбежный эффект сезонного скачка цен и расходов. «К сентябрю люди выйдут из отпуска, какое у них настроение, вы прекрасно понимаете, им нужна работа, им нужна зарплата, детей в школу отправлять, семью кормить», - прогнозирует президент. Таким образом, снова о своей стойкой социальной ориентации белорусское государство вынуждено будет вспомнить в августе-сентябре.

В целом же контуры социальной политики, предусматривающей консервацию на время кризиса привычного положения вещей, видимо, сохранятся прежними до выборов, после которых теоретически можно проводить любые, даже самые непопулярные экономические реформы.