Комментарии
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ, “Ежедневный журнал”

Свиньи? Или люди?

Недавно по ТВ показали спор между Алексеем Митрофановым и Сергеем Иваненко. Формально речь шла о Сталине, отношении к ХХ съезду и т.д. Но поскольку все это — темы до сих пор совсем не академические, то спор получился очень живой, современный. Г-н Митрофанов (как достойный представитель ЛДПР) неустанно отстаивает вполне определенную антропологическую теорию. «ЧЕЛОВЕК = СВИНЬЯ». Взгляд не новый, но и не стареющий.

Человеку не нужна свобода и достоинство. «И не надо мне прав человека, я давно уже не человек». Нужна свобода жрать и опорожняться — где угодно, желательно под телекамеру. Остальные свободы — лживые выдумки империалистов. Так устроен homo sapiens — по крайней мере, в России.

Вполне логично, что именно ЛДПР выступает самым активным пропагандистом этой точки зрения. Как известно, ЛИЧНЫЙ опыт — штука незаменимая. Но проблема в том, что а) так считает далеко не только ЛДПР и б) в обоснование этой точки зрения приводят совсем не только свое торжествующее хрюканье, а вполне серьезные факты.

Перечислять длинный ряд философов, вместе с Константином Леонтьевым восклицавших: «Русский человек специально не создан для свободы» — рука отсохнет. Одни это делали с кривой усмешкой, другие с дрожью гнева/отчаяния, третьи с ледяным спокойствием «объективного исследователя». «Рабы, рабы — сверху донизу одни рабы!» (Чернышевский). «Страна рабов — страна господ» (Лермонтов). «К чему стадам дары свободы?/ Их должно резать или стричь./ Наследство их из рода в роды/Ярмо с гремушками да бич» (Пушкин). «Люди холопского звания/Сущие псы иногда:/ Чем тяжелей наказание,/Тем им милей господа» (Некрасов). И, наконец, оценка либерального помещика: «Так вот кого и чего жалко — человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты (гуманных помещиков — Л.Р.), а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, все останутся такими же спинами и лбами» (Толстой. «Война и мир», знаменитая фраза кн. Андрея). Понятна психология? «ЛЮДИ» жалеют «ЛЮДЕЙ», с их достоинством, а «БЫДЛА» им не жалко.

Да, это вам — не Митрофанов. Но все это относится к XIX веку, к крепостному праву! С тех пор 150-200 лет все-таки прошли!

Верно. Но вот ФАКТЫ, о которых с радостью вопит Жириновский/Митрофанов и которые — хочешь-не хочешь — отрицать невозможно.

«Не растет в нашем климате», — колышется от радостного смеха г-н Митрофанов. Ну не голосуют за вас, господа прозападные демократы! И не кивайте вы на «злобные силы нас злобно гнетут»! Какие там «силы»! НАРОД не голосует за вас! Он голосует — с гоготом — за нас, ЛДПР, лениво, с ухмылкой — за партию власти, со злобным оскалом голосовал бы за «партию квачковых» — но нет такой партии! А была бы свобода и демократия (на том же ТВ) — БЫЛА БЫ ТАКАЯ ПАРТИЯ! Боритесь, боритесь за свободу-для-квачковых, друзья!.. СВОЙ ШАНС вы уже профукали, теперь банковать будут — квачково-прохановы.

Это говорит не только Митрофанов. То же самое (понятно, с совсем иным чувством) говорит и г-жа Новодворская. Но главное, кто бы ни говорил, это — ПРАВДА. По крайней мере — очень похоже на правду.

Недавно в этот спор вмешался с совсем уж неожиданной стороны министр обороны Сергей Иванов. «Оговорка по Иванову» ничуть не хуже «оговорки по Фрейду» обнажает тайны номенклатурного подсознания. Я имею в виду его выступление в Думе. Меня не то чтобы поразили, но «зацепили» слова министра о том, что во вверенной ему армии есть солдаты, которые только в армии впервые увидели унитаз, которые зубной щеткой пользоваться не умеют…

Конечно, Иванов сказал несомненную правду. Но я хоть и не знаю лично г-на министра, но, мне кажется, что-то понял в его — и не только его личных, а всего его класса — ЭМОЦИЯХ.

Вот она — эта смесь страха, брезгливости, непонимания — при столкновении не с конкретными солдатами, а вообще с «этим народом», с «их спинами и лбами». Иванов хоть не князь, но — чисто умытый бюрократ, всю жизнь прослуживший по Швециям, пользуется зубной щеткой, небось, по два раза в день. Он — как мне кажется — с ужасом глядит на «вверенное ему население». Он, наверное, легко (но с тяжелым чувством!) может представить себе, что было бы с ним, с его сыном, 24-летним вице-президентом Газпромбанка, окажись они в той самой казарме, с тем самым народом…

Что ж — не знаю, кто как, а я эмоции г-на Иванова легко могу понять. Разница лишь в одном: что из этого следует? Что делать?

Можно отказаться от поста — раз непонятно, что «с ними» делать.

Можно пытаться объяснять «им», что «разруха не в сортирах, а в головах», и, кстати, тихо-мирно учить пользоваться унитазами и щетками. … а заодно и некоторыми другими правами человека.

А можно… Можно, понимая, что ничего с «ними» не сделаешь (да и не надо делать!), просто натравливать «их» на… Америку, правозащитников-оборотней, сионистов, капиталистов, проклятый Запад! Черт с ним, что «они» не умеют пользоваться сортиром — — рабам это, честно говоря, и впрямь не нужно — главное, чтобы были готовы «мочить в сортире»… тех, на кого им укажут. «Они» не умеют пользоваться — но мы-то умеем пользоваться… Пользоваться «ими» и своим положением. Изменить ничего нельзя — зато попользоваться можно. И должно!

«Признаваться, что пользуешься несправедливыми преимуществами, как я и делаю, и пользоваться ими с удовольствием» (опять Толстой, опять князь — на сей раз Стива Облонский). Но кто же сказал, что одни князья умеют (и право имеют) с удовольствием пользоваться своими несправедливыми преимуществами?

Представление людей (не миллионов, а ДЕСЯТКОВ миллионов) о своих правах изменилось за последние годы КАЧЕСТВЕННО. Да, они равнодушны к ПОЛИТИЧЕСКИМ свободам — но привыкли, «душой прикипели» к свободам бытовым. И они «по жизни» не считают себя рабами, не считают себя быдлом — и, в общем, практически и не являются ими. А людей, в жизни не видевших унитаза, зато хорошо знающих, как в нем надо мочить «врагов России», стало значительно меньше. Правда, в минуту жизни трудную это соотношение легко может перевернуться…

В общем, я бы сказал так. Теория об «особом виде», о homo sovetikus, о русских людях, специально не созданных для свободы (зато «рожденных — под — самодержавие»), как всякая слишком сильная теория, нуждается в очень больших поправках. Безусловно, и в нашу Евразию доходит общий дух европейской цивилизации и медленно, но верно меняет людей. И Европа не в день строилась.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)