«Смятение во власти». Эксперты – о перестановках силовиков
В четверг Александр Лукашенко сделал несколько громких кадровых перестановок. Что стало причинами этих решений?
Архивное фото president.gov.by
Новым министром внутренних дел стал Иван Кубраков, а Юрий Караев стал помощником президента-инспектором по Гродненской области. Валерий Вакульчик назначен на аналогичную должность по Брестской области.
Павел Усов, политолог:
«1. Лукашенко все же опасается номенклатурно-силового переворота и вынужден постоянно перемещать своих силовиков с ключевых должностей, на формально-второстепенные. Особенно если это люди, которые знают реальное положение дел: сами фальсифицировали, сами репрессировали. Позиции Лукашенко ослабли, он полностью зависит от лояльности силовиков и видимо желает показать, что это не совсем так;
- Назначение людей из силового блока на административно-управленческие должности, особенно в регионах (генерал-генерал-губернаторы), может означать подготовку к прямому силовому давлению на регионы.
Гражданские управленцы просто растеряны, они не сталкивались с таким серьезным кризисом. Разрешить его можно только диалогом или силой».
Андрей Елисеев, аналитик:
«Вакульчик и Караев назначены дополнительными перекрестными контролирующими по самым неспокойным регионам, чтобы упредить расшатывание вертикали через возможный саботаж со стороны исполкомовцев или их явное откалывание».
Дмитрий Гурневич, журналист:
«Знакі пра расколіны ў сістэме прыйшлі адтуль, адкуль мелася дэманстравацца яе маналітнасць – з лагеру сілавікоў. Марна рабіць выгляд, што гэта банальная ратацыя (і чым больш нас будуць пераконваць у шэраговасці падзеі, гэта доказ адваротнага). Любая прычына перастановак у такі час – гэта доказ неэфектыўнасці сістэмы…
Вакульчык, які з пасады кіраўніка КДБ стаў памочнікам Лукашэнкі па Берасцейскай вобласці – гэта вішанька на торце. Калі б Берасцейшчына стаяла ў агні, на такое прызначэнне можна было б наскрэбці логікі. Але амаль усё цяпер вырашаецца ў Менску. І ў гэты час Лукашэнка высылае адданага чалавека, які 8 год кіраваў спецслужбай нумар 1 – у Брэст.
І важна ня толькі тое, за ШТО гэтых людзей здымаюць і паніжаюць. Важна, ЯК гэта будзе ўспрынята вертыкаллю. А будзе ўспрынята, як трывожны званочак пра расколіну і немагчымасць захаваць маналітнасць улады ў крытычны момант».
Петр Кузнецов, журналист:
«Передвижение фигур силовиков в такой напряженный момент в любом случае означает определенную степень смятения во власти, а также недостаток доверия и недовольство теми или иными действиями (или их отсутствием). Так же они могут означать определенную степень усталости персонажей, износа, исчерпания личностного ресурса на конкретной позиции (без особого толку).
Что именно стоит за каждым из решений – можно лишь гадать, но принимаются они не от большого удовлетворения ситуацией.
Плохое в этом то, что, как ни крути, никого лучше тех, кто был, на эти должности не назначат. Назначат тех, кто должен будет сделать то, что не смогли, не захотели или не сумели сделать предшественники».
Читайте еще
Избранное