Филин

Сергей Василевский

Слюнькин: Чехия не хочет присылать нового посла в Минск, так как это вынуждает ее вручать верительные грамоты Лукашенко

Экс-дипломат Павел Слюнькин — о том, почему Прага идет на понижение дипломатического присутствия в Беларуси

Посол Чехии Томаш Перницкий, который работает в Минске с 2018 года, уезжает. После его отъезда в Беларуси останется только временный поверенный в делах. Фактически это означает, что Прага ухудшает дипломатические отношения с режимом Лукашенко.

Эту новость Филин обсудил с экс-дипломатом, аналитиком Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Павлом Слюнькиным.

Павел Слюнькин

— Почему это произошло именно сейчас?

— Во-первых, нам сейчас не хватает официальной информации от Чехии. Я пока не видел ее ни от посольства, ни от МИД этой страны. Поэтому мы можем рассуждать на эту тему в том ракурсе, что это все же случится. 

Если Чехия все же снизит уровень дипломатического присутствия, то это не будет каким-то эксклюзивным шагом. У каждого посла своя каденция, на протяжении которой он находится на своем посту в той или иной стране. В разных странах это бывает по-разному.

Кроме того, бывают ситуации, когда послов переводят на другие должности. Например, когда хотят видеть их на другом посту, где они будут более эффективны.

Я думаю, что с господином Перницким так и было: либо у него заканчивается каденция, либо новоизбранный президент Чехии хочет видеть его рядом с собой.

По слухам, он может занять должность начальника протокола в аппарате Петра Павла. Перницкий много лет возглавлял дипломатический протокол в чешском МИДе.

Это абсолютно логический шаг, который никак непосредственно с Беларусью не связан. При этом, если Чехия пойдет на понижение уровня дипломатического присутствия, она встанет перед вопросом: кто теперь будет представлять ее в Беларуси.

Посла в Минск чехи присылать не хотят, так как это вынуждает их вручать верительные грамоты, подписанные на имя Лукашенко. Потому что невозможно быть иностранным послом в Беларуси, и не вручить верительные грамоты. Ведь это значит, что вы признаете Лукашенко официальным главой государства.

И другие страны Евросоюза, кроме Венгрии, отказываются от этого шага. В эту ситуацию уже попадали и Франция, и Эстония, и Швеция. Они понизили свое дипломатическое присутствие, их посольства в Беларуси сейчас представлены на уровне временных поверенных. То же самое сейчас может произойти и с Чехией.

— Аналогичную ситуацию, но на примере израильского посла, описывает обозреватель Александр Фридман.

— Я не читал мнение Фридмана. Скажу, как есть: так работает дипломатия. Ты можешь работать послом в том случае, если вручил верительные грамоты. Либо, если тебе разрешат не вручать верительную грамоту Лукашенко, а вручить ее копию белорусскому министру иностранных дел. И дальше ты будешь работать в полуофициальном статусе.

Такой схемы работы для себя пытались добиться французы. Не разрешили, посол Николя де Лакост вынужден был уехать. Хотели так сделать и США. Но послу Джули Фишер не выдали визу в Беларусь, хоть агреман у нее на тот момент был. А все потому, что она отказалась участвовать в церемонии вручения верительных грамот.

То есть, это не какой-то новый вызов перед Чехией, другие европейские страны уже сталкивались с этим. Прага выбор уже сделала, и она не хочет менять свою позицию. Но когда посол уходит, чехам нужно определиться: будет ли в Минске посол или временный поверенный.

Есть и третий вариант — назначение спецпредставителя по белорусским вопросам. Он может работать из своей столицы, не выезжая в Беларусь.

Или как Эстония, которая направила своего дипломатического представителя для работы с белорусскими демократическими силами.

То есть, можно использовать разные опции. Не все они классические дипломатические. Снижение своего дипломатического присутствия до временного поверенного, как это планирует сделать Чехия, это классика дипломатии.

— Какие последствия может иметь такое понижение? В том числе для рядовых белорусов?

— На простых гражданах это никак не отразится. Посол не выдает визы, его функционал перейдет к временному поверенному. Руководить посольством будет другой человек, не имеющий статус посла.

На что это повлияет? Посол за счет своего статуса, номенклатурного веса может претендовать на более высокий уровень встреч с руководством страны, в которой он аккредитован. У посла более высокие шансы встреч с министрами или даже премьер-министром — в зависимости от того, насколько хорошо налажены отношения.

У Чехии как раз та ситуация, когда и посол не особо желает встречаться с теми, кого назначил Лукашенко. Да и его, я не уверен, что особенно куда-то зовут.

А с министерством иностранных дел, я думаю, уровень коммуникаций сохранится на прежнем уровне. Если будет такая необходимость, будут вызывать и временного поверенного.

Есть и такой нюанс. Послы за счет связей, номенклатурного опыта более влиятельны в своей стране. И некоторые вопросы они могут решать за счет своих личных и профессиональных контактов.