Шрайбман: В чем слабость и сила ультиматума Тихановской
Авантюрная инициатива имеет свою логику, считает политический обозреватель Артем Шрайбман.
— Ультиматум Тихановской — неоднозначная затея. Ясно, что Лукашенко не будет его выполнять, а значит команде Светланы и работающим в координации с ними телеграм-каналам придется выполнять свою часть ультиматума — инициировать какой-то новый всплеск протестов и забастовок, — пишет Артем Шрайбман.
По его мнению, начиная с середины августа лидеры оппозиции не влияли на протест. Наоборот, сила протеста питает оппозицию и определяет ее вес. И до сих именно власть подстегивает улицу, а не призывы из столиц Польши и Литвы.
— Я не вижу причин, чтобы ситуация сложилась иначе сейчас. Уличный протест меняет форму, децентрализуется, массовость воскресных акций медленно, но снижается. Появляются новые форматы — пенсионеры, студенты, дворы — и инфраструктура фондов солидарности. Но нет восходящей волны, которую можно было бы оседлать и подстегнуть внешним «давай-давай», — делится наблюдениями эксперт.
Тихановская объявила силовикам дедлайн
Шрайбман не исключает с немалой долей вероятности, что 26 октября мало что изменится, и слова Тихановской отныне будут воспринимать через призму «ага, да-да, ты уже выставляла ультиматум». Что снизит вес команды Тихановской почти наверняка.
— С другой стороны, логика хода понятна — лидерам оппозиции нужно ломать динамику тупика, в который зашла ситуация. Команда Тихановской и телеграм-сообщество понимают, что, если пустить процесс на самотек, время и зима начнет работать не в их пользу. По крайней мере, на короткой дистанции (на длинной — власть в куда большем тупике), — подчеркивает политический обозреватель.
Не имея сил физически победить власть на улице, сторонники перемен с успехом могут «создавать для власти постоянный политический стресс, который увеличивает вероятность ее ошибок». На них власть, как показал 2020 год, более чем способна.
И в данном случае ультиматум — новый повод для стресса и ошибок.
— Бабарико и Тихановский тоже шли на выборы без шансов, что Ермошина объявит их победителями. Зато, не пустив их на выборы и дав 80% Лукашенко, она запустила 9-11 августа. Люди, выходившие на акции в эти дни, тоже не ставили палатки и не штурмовали дворцы. Они дали власти споткнуться на насилии и пытках, которые запустили марши на сотни тысяч, — пишет Шрайбман.
И делает вывод: ультиматум, как и любое другое обострение, сам по себе не заставит Лукашенко уйти. Но он действует на нервы, а значит повышает вероятность нового хождения по граблям.
Читайте еще
Избранное