Были моменты бойкотов — например, почти 15 лет назад Лукашенко также бойкотировал саммит ОДКБ из-за споров с Россией, — но он тогда все же не саботировал принятие документов, и в целом это было довольно явной двусторонней обидой, которая относительно быстро прошла, и ситуация разрешилась.
Шрайбман — о заморозке участия Армении в ОДКБ: «Для других стран-участниц это интересный тест, как Москва будет реагировать»
Политический аналитик Артем Шрайбман — о том, к чему приведет шаг Армении в направлении выхода из Организации договора о коллективной безопасности.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что его страна «заморозила» свое участие в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
По словам Пашиняна, договор в отношении Армении не выполнялся, особенно в 2021-2022 годах, а между тем Азербайджан «планирует захват новых территорий в Армении», а со стороны Москвы звучат «открытые призывы к армянскому населению свергнуть власть».
Напряжение внутри ОДКБ нарастало давно, и полной неожиданностью шаг Армении, безусловно, не стал (напомним: в ноябре прошлого года Никол Пашинян проигнорировал саммит организации, проходивший в Минске). И все же, что означает решение официального Еревана для оставшихся стран-участниц — «аналог НАТО» рассыпается?
— Из того, что мы слышим, — ОДКБ пока не получала каких-то заявок на приостановку членства или на выход Армении, — отмечает в комментарии Филину политический аналитик Артем Шрайбман.
— Речь, видимо, о какой-то неформальной приостановке участия, Армения, можно сказать, бойкотирует мероприятия ОДКБ.
В этом, собственно, и вся новость. И это уже не первый звоночек, мы уже слышали о таких намерениях раньше — по минскому саммиту, куда Армения не приехала и не утвердила документы, которые были приняты (кстати, и не было информации о том, что эти документы были в итоге утверждены).
На самом деле это серьезный вызов для организации, потому что она работает по принципу консенсуса. И если какой-то член ОДКБ не приостановил свое членство формально, но не принимает участия в обсуждении вопросов и голосовании, то организация не может ничего принять, никакого решения одобрить — нужен кворум.
Очевидно, происходит кризис ОДКБ — притом, по мнению аналитика, самый глубокий за время существования этой структуры.
— Иное дело теперешняя ситуация. У Армении обида на весь блок, а не только на Москву и в не меньшей степени на Минск.
Соответственно, это ставит под вопрос весь формат деятельности организации. Чтобы она заработала, что-то должно измениться: либо Армения должна изменить свою позицию, либо выйти полноценно из состава ОДКБ.
Если реализуется второй вариант, — это, отмечает Артем Шрайбман, будет «довольно вопиющая история», поскольку выход одной из всего шести стран-участниц нанесет существенный удар по имиджу и ОДКБ, и России как регионального гегемона.
Впрочем, полагает аналитик, нет и причин ожидать, что ОДКБ рассыплется за пределами Армении и остальные пять стран должны куда-то уйти:
— Для них всех, по разным причинам, еще важны отношения с Россией, и эти страны будут еще какое-то обозримое время за эти отношения держаться. Поэтому, думаю, ОДКБ как структура происходящий кризис переживет. Просто это делает ее все менее и менее серьезной организацией, поскольку всем видно, что она деградирует.
Для других стран-участниц ОДКБ это интересный тест в том плане, как Москва будет реагировать. Если Армения действительно полноценно выйдет из состава, будет какое-то охлаждение отношений с Москвой.
И тут вопрос, как далеко оно зайдет: дойдет ли дело реально до чего-то «горячего», как в случае с Украиной или с Грузией? И это важный прецедент, важно увидеть, как Москва реагирует на такие демарши. Кто знает, когда другим странам придется это делать, в том числе и Беларуси.
Читайте еще
Избранное