Сегодня уже необязательно бросать книги в огонь на радость зигующей толпе. Спрятанные от своего читателя, они и так скорее мертвы, чем живы. Их достаточно надежно спрятать в спецхраны, попутно сделав их хранение в личной библиотеке опасным для свободы и здоровья.
«Сегодня уже необязательно бросать книги в огонь, на радость зигующей толпе»
Понимают ли чиновники, какой ценой они обеспечивают «культурную безопасность» страны?
В Минске участники Республиканского совета по исторической политике обсудили изъятие из библиотек и магазинов «экстремистских» и «искажающих историческую правду» изданий.
Глава администрации Лукашенко Игорь Сергеенко пояснил, что в стране «уже давно работает комиссия, которая признает те или иные издания экстремистскими или содержащими экстремистские призывы».
— И, может быть, назрела необходимость выработать несколько иные механизмы. Речь не идет о физическом уничтожении тех или иных изданий.
О чем идет речь и какими будут эти механизмы, чиновник не сообщил.
На заседании отметился и министр культуры. Анатолий Маркевич рассказал о выработке единых подходов к реализации культурного импортозамещения. Уже готов проект соответствующей концепции на 2024-2026 годы, «она будет направлена на все сферы жизни общества».
— Целью является обеспечение культурной безопасности Беларуси, — поделился подробностями министр.
Большой вопрос — понимают ли все эти люди, какой ценой они уже обеспечивают эту самую «культурную безопасность»? Путем устранения из публичного пространства беларусской латинки с ее пятисотлетней традицией?
Заменой имен национального масштаба на малоизвестных подпольщиков? Что попадет на библиотечную полку на место томика Дунина-Марцинкевича? Какой роман будут читать школьники вместо короткевичевских «Каласоў»?
Слова Сергеенко полны цинизма. И дело не в том, что они напоминают старый анекдот о добром Ильиче, который мог «и бритвой по горлу».
Все это мы уже проходили. Как раз на днях одному из мрачных эпизодов нашей истории исполнилось 93 года.
6 декабря 1930-го постановлением СНК БССР основатели беларусской Академии наук Вацлав Ластовский, Владимир Пичета, Язеп Лёсик, Степан Некрашевич, Гаврила Гарецкий и Александр Дубах были лишены звания академиков как «враги пролетарской диктатуры».
Маховик репрессий еще только раскручивался. В том же году большевики сфабриковали дело «Саюза вызвалення Беларусі», его фигурантами стали 108 деятелей беларусской науки, в том числе Якуб Колас, Максим Горецкий, Владимир Дубовка. Позже многих из них расстреляют.
И все это мы проходим снова, так как в свое время не осудили должным образом тех, кто решал судьбу национальной элиты, заседая в сталинских «тройках».
Читайте еще
Избранное