«Сам факт уголовного преследования может напугать если не самого Лукашенко, то исполнителей»
Бывший глава Конституционного суда Литвы, директор Центра права и демократии JusticeHub Дайнюс Жалимас — о том, что может стать основанием для трибунала над Александром Лукашенко.
Премьер-министр Литвы Ингрид Шиманите 12 июня заявила, что Литва примет участие в сборе доказательств для привлечения режима Лукашенко к ответственности за преступления против человечности.
— Сложно ответить коротко, какие действия режима Лукашенко могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в рамках международного права, потому что таких действий хоть отбавляй, — говорит Дайнюс Жалимас в интервью «Св*бода Premium». — Во-первых, режим Лукашенко, и он сам — соагрессоры.
Если будет специальный трибунал по агрессии против Украины, то среди обвиняемых неизбежно появится Лукашенко.
Во-вторых, это преступления против человечества. Европейские политики, юристы, бывшие и действующие докладчики ООН и ОБСЕ едины в том, что некоторые действия режима Лукашенко достигли уровня преступлений против человечности.
Это массовые систематические атаки на гражданское население — пытки, лишение свободы за совершенно нормальную в демократическом мире деятельность: за участие в митингах, за критику власти, за профессиональную деятельность адвоката или журналиста.
Лукашенко, как человек, который отдает приказы, не обязательно даже письменные, должен нести за это ответственность. Потому что эти действия станут основанием для привлечения его к уголовной ответственности согласно международному праву.
На вопрос, как продвинулись уголовные дела по пыткам в Беларуси, которые были заведены в Литве в рамках универсальной юрисдикции, Жалимас отвечает, что эти дела касаются не только пыток, но и незаконного лишения свободы.
— Например, белорусские судьи, отправляющие людей в тюрьму за абсолютно нормальную деятельность в демократических странах, тоже являются преступниками. Эти судьи также совершают преступления против человечности.
Все это объединено в общее уголовное расследование. Сегодня нам сообщили, что пока 44 пострадавших, но я думаю, что это число будет расти. Я не прокурор и не знаю всех деталей дела, но на конференции сказали, что первые результаты будут в следующем году. Это означает, что будут выданы ордера на арест конкретных лиц.
— Насколько эффективно выдвигать какие-то обвинения в адрес Лукашенко и его режима, пока они находятся у власти в Беларуси? Президент Франции Макрон недавно заявил, что поддерживает трибунал против Путина и российского режима, но нужно быть осторожными, потому что, мол, может возникнуть ситуация, когда нам придется вести переговоры с людьми, которые сохраняют контроль над Россией.
— Я бы не преувеличивал значение слов Макрона. Хоть он и глава государства, но часто меняет свою точку зрения. Франция больше не возражает против создания специального международного трибунала по агрессии против Украины.
Режимы Путина и Лукашенко уже перешли черту. Переговоры с ними можно вести только в одном направлении — как они предстанут перед тем же международным судом. Вряд ли ожидаются равноправные переговоры с Россией. И мы понимаем, что Лукашенко падет на следующий день после поражения Путина.
Сам факт уголовного преследования может напугать если не самого Лукашенко, то тех, кто увидит, что появились конкретные подозреваемые и обвиняемые, что выданы ордера на арест. А некоторые исполнители могут подумать и воздержаться от подобных преступлений.
При этом Жалимас отчасти соглашается с Павлом Латушко, который на конференции заявил, что не видит энтузиазма со стороны западных политиков, чтобы создать такой трибунал.
— Да, особого энтузиазма мы пока не видим. Но конференция организована, чтобы его пробудить. Год назад мы провели в Вильнюсе конференцию по поводу международного трибунала против Путина за агрессию против Украины. Тогда это была чисто общественная инициатива. Но мы видим, что энтузиазм появился через год. Сейчас почти никто не сомневается, что трибунал нужен.
Вот почему здесь нужно быть напористым, ведь существенной альтернативы специальному международному трибуналу нет. Отдельные страны могут инициировать уголовное преследование отдельных лиц через универсальную юрисдикцию, но это никогда не будет всеобъемлющим расследованием.
С точки зрения перспективы такой трибунал в той или иной форме неизбежен, — заключает Дайнюс Жалимас.
Читайте еще
Избранное