Романчук: «Представьте, что сборные Ямайки и Кот-д’Ивуар решили создать совместную команду по биатлону»
Экономист Ярослав Романчук — о том, смогут ли Беларусь и Россия заменить «вражеский» импорт.
Всемирный банк прогнозирует Беларуси в этом году падение по всем основным показателям. Так, согласно обновленному прогнозу на 2022 год, ВВП страны в 2022 году упадет на 6,5%, экспорт уменьшится на 14,2%, а импорт — на 18,6%.
При этом уточняется, что данный прогноз «имеет высокую степень неопределенности, связанной с внешними обстоятельствами, и зависит от развития войны России против Украины».
В свою очередь министр экономики Александр Червяков оптимистично заявил:
— Обратите внимание, как растут цены на удобрения. Как растут цены на продукты питания, на химические волокна, древесины и так далее. То есть, эти товары легко продаются. Вопрос только сейчас переориентироваться на другие рынки — то, чем сейчас занимаются наши предприятия.
Кроме того, министр озвучил ряд других мер, призванных помочь находящейся под санкциями белорусской экономике. Это и переориентация белорусского экспорта из «недружественных» стран в Россию — более чем на 30% уже в этом году, и расчет на китайский рынок.
А также импортозамещение. В том числе создание совместных с Россией предприятий по выпуску продукции, которую обе страны до сих пор сами не выпускали.
В комментарии Филину экономист Ярослав Ромачук рассказал, почему не разделяет оптимизм министра экономики.
— Позиция министра экономики, как и всего правительства Лукашенко, это не позиция экономистов-технократов, которые в своих оценках опираются на реальное положение вещей. По сути, это пропаганда, шапкозакидательство. Министр ведь не может сказать Лукашенко, что его политика привела к падению ВВП на 10%, — говорит эксперт.
Романчук напомнил, что еще пятнадцать лет назад власти ставили задачу по диверсификации экспорта, которую в итоге провалили.
В теории продать пользующиеся спросом товары можно, но весь вопрос в логистике, подчеркивает экономист:
— И Россия, и Беларусь попали под серьезные санкции в качестве соагрессоров. В такой ситуации осуществить переориентацию на другие рынки, в третьи страны, невозможно.
По мнению эксперта, переориентация на российский рынок вряд ли является спасением для белорусского экспорта. Частично успех возможен за счет поставок продовольствия. Но основной доход Беларуси приносили другие статьи экспорта.
— Нефтепродукты, химия, удобрения — все это в России есть и российскому рынку просто не нужно. Мы потеряли 4 миллиарда на украинском рынке, но и там были в основном нефтепродукты. Тот же рынок Евросоюза — снова нефтепродукты. И кто их теперь купит? Трубы в Турцию нет, в Китай — нет. И в Индию тоже нет. Таким образом, возможностей заместить экспорт в рамках ныне действующего торгово-экономического баланса у нас нет, — убежден собеседник «Филина».
Смогут ли белорусские и российские производители скооперироваться для выпуска продукции, которую раньше не производили?
— Представьте себе, что сборные Ямайки и Кот-д’Ивуар решили совместными усилиями собрать крепкую команду по биатлону. Без опыта, но с большим желанием. Это, конечно же, издевательство.
Пятнадцать лет российские производители пытались замещать импорт, наши пытались. Ничего не вышло, но бюджеты были освоены, — говорит эксперт.
Новый этап борьбы с импортом, анонсированный министром Червяковым, считает Романчук, снова порадует непосредственных исполнителей, которые получат доступ к финансированию и льготам, выход на рынок сбыта в условиях монополии:
— Но как это повлияет на качество? Будет как в СССР, когда если что и умели делать, то лишь оружие. Но сегодня и вооружение не сделаешь без тайваньских полупроводников.
В любом случае, резюмирует экономист, нужно готовиться к сокращению производства, возвращению к технологиям прошлого столетия и высоким ценам.
Читайте еще
Избранное