Истоки

Богдана Павловская

Романчук: «Чем больше беларусов будет воевать на стороне Украины, тем выше вероятность сохранить независимость и избавиться от режима Лукашенко»

В рамках спецпроекта Истоки экономист Ярослав Романчук анализирует национальный характер беларусов и пытается найти ответы на вопрос, какая судьба ждет нашу нацию.

Что у нас общего с украинцами, какие ошибки допустили беларусы в 2020 году и заслужили ли нынешнюю, читайте в первой и второй части интервью.

Ярослав Романчук

— Санкции, ползучая экономическая (и не только) российская оккупация, обнищание населения, потеря квалифицированных кадров и вымывание мозгов крайне негативно отражаются на перспективах Беларуси. Разве можно говорить о строительстве национального независимого государства в таких условиях?

— Всегда можно. Главное — чтобы был на это запрос людей, которые остаются в Беларуси. Если это будут те, кто хотят стать полноценной частью Европы, — то в чем проблема?

Вспомните, как действовал Саакашвили в Грузии: пришел, заявил, что хочет быть частью Европы, собрал молодых ребят, и они сделали то, что до этого не делали целые поколения грузин. Сейчас мы видим, как Иванишвили ведет страну в обратную сторону.

Так же, как и Лукашенко, ведет несчастную Беларусь. Но потенциал-то остался, есть люди умные, абсолютно демократичные, с правильным мировоззрением. Спрос на новую жизнь остался.

Другое дело, что со временем это будет делать все сложнее и сложнее, потому что отставание от лидеров нарастает.

Но совершенно очевидно, что у Беларуси есть шанс. Надо создать привлекательные условия: для беларусов — чтобы вернуться, для других — приехать в Беларусь реализовать свои проекты.

Мы должны создать у нас самые успешные институты западной цивилизации. А спрос на них просто гигантский. Главное не пытаться это сделать через тысячи чиновников, а позволить людям делать то, что они считают нужным и правильным, не навязывая им из центра матрицу успеха. И тогда шансы действительно есть.

— Послевоенная эмиграция Первой и Второй мировой войны в свое время тоже имела очень большие надежды на возвращение, однако этого так и не случилось. Подозреваю, что и вы, выезжая, были уверены, что вот-вот окажетесь дома.

Прошло уже три года, но даже просвета не видно в разрешении ситуации. Когда и при каких условиях могут забрезжить такие перспективы? И захотят ли сами беларусы возвращаться?

— Все сейчас решается в Украине. Ее победа и начало распада российской империи зла — это те события, которые создадут для нас шанс вернуться. Только в таком контексте.

Поэтому все, что я делаю сегодня — активное участие во внутренних процессах Украины, в экономике, гражданской и интеллектуальной жизни — это наработка бесценного опыта. Потом эти знания будут очень нужны для того, чтобы ими делиться и отстраивать нашу страну.

Тот же Бальцерович (польский экономист и политик Лешек Бальцерович — С) учился на Западе. Он приехал и помог постсоветской Польше с экономическими реформами. Поэтому поляки так хорошо рванули вперед.

Первое правительство Тадеуша Мазовецкого. Справа — Лешек Бальцерович. Фото nowahistoria.interia.pl

Или же вспомнить Ли Куан Ю, под чьим руководством Сингапур из бедной, экономически отсталой страны «третьего мира» превратился в одно из самых богатых государств мира. Он ведь тоже не с бухты-барахты появился, у него хорошее западное образование.

Поэтому знания и компетенции, которые сейчас нарабатываются за рубежом, уникальны и помогут очень быстро совершить переход от «совка» к свободному обществу. И когда ты предложишь это людям, покажешь, что беларусы могут жить благополучно, они, я уверен, вернутся.

Главное – создать институты: вот, пожалуйста, тебе личная свобода, вот политическая свобода, экономическая, вот защита прав собственности, система образования, вот инфраструктура, где тебе удобно жить, работать, воспитывать детей, развлекаться, путешествовать по всему миру. А в довесок у нас еще и хорошая экология, природа, спокойно и толерантно относятся к людям, вне зависимости от религии, расы, мировоззрения и всего прочего.

И вот этот симбиоз, создание такого места и есть тот магнит, который притянет к себе и деньги, и технологии, и всё-всё-всё. Я в этом абсолютно уверен.

— И вы думаете, что Россия даст нам возможность все это сделать?

— Тайвань под боком тоталитарного Китая создал чудо. А мы можем быть как раз новым Западом в прямом смысле слова.

Кто будет первым — Украина или Беларусь — посмотрим. Но я уверен, что после того, как будет повержена российская империя зла, это произойдет.

Хочется думать, что в ближайшие два года этот вопрос решится. Тогда появляется шанс и для нас. Нам исторически надо жить в том пространстве политическом и экономическом, без границ, без барьеров, чтобы мы от Балтийского до Черного моря совершенно спокойно могли торговать, обмениваться, ездить без паспортов. Это такая миссия, моя мечта и видение будущего. Я считаю, что мы имеем все шансы для того, чтобы ее реализовать.

— Сегодня украинцы сплотились и воюют против общего врага. А будут ли беларусы так же защищать свою родину в случае оккупации? И насколько реальна угроза потери суверенитета?

— Беларусь уже, по сути, губерния России. Это видно и по экономике, и по бизнесу, и по военке, и по дипломатии. То, что Лукашенко ерепенится и что-то там говорит, мало что значит. Он как губернатор, как Кадыров или глава Татарстана — не вижу разницы между ними.

Поэтому оккупация уже есть. И спасение страны — это дерашизация мозга беларуса. Это одна из важнейших задач.

Надо делать всё, чтобы российский флаг не появился на беларусских улицах. И я верю, что люди будут противостоять этому, а в случае самого плохого сценария борьба против поглощения Беларуси окажется серьезной и активной. Да, вряд ли это будет такая борьба, как в Украине, потому что нечем воевать и некому воевать. Но мы будем сражаться по-нашему, по-партизански.

Опять-таки надо понимать, что Россия не зайдёт в Беларусь, пока она полностью поглощена войной в Украине.

Вот мы спрашиваем: а где источники спасения нашей независимости? Источники спасения нашей независимости — в скорейшей победе Украины. И чем больше беларусов будет воевать на стороне Украины против России, тем выше вероятность того, что мы сохраним свою независимость и избавимся от режима Лукашенко.

Если бы у нас полк Калиновскому стал дивизией Калиновского — это бы приблизило нашу победу. Вот прямое понимание того, как надо бороться за свою независимость.

— А не думаете, что в случае проигрыша Россия тем более нас не оставит? Нужна же ей хоть какая-то геополитическая победа.

— Нет. Уверен, тогда у России шансы на то, что она будет в состоянии что-то забрать, минимальные. На тот момент она будет слабая, разобранная, там начнутся гражданские конфликты, фрагментации, распад. И надо будет этому распаду помогать.

Мир в целом только выиграет от того, что исчезнет эта империя зла, тоталитаризма, ненависти, лжи. 

Нужна новая архитектура мира, экономического сотрудничества, всё необходимо перезагрузить, перелопатить и сделать по-новому, потому что слишком много ошибок было допущено. И в этом наш шанс.

— А каковы вообще перспективы беларусов как нации? Что мы должны делать, чтобы не исчезнуть? И есть ли хоть малейший повод для оптимизма?

— Конечно, есть. Если в Советском Союзе мы читали книжки, слушали запрещенные голоса, то сейчас это делать намного легче.

Советы, на самом деле, очень простые: создай настрой, свое информационное поле, выбери себе 5-10 человек, мнение которых ты уважаешь, потому что у них есть репутация, они открыты для диалога. Читай, чтобы быть в курсе событий и дел, учи своих детей, инвестируй в знания, языки, компетенции. Основы развития суперважны.

Крайне необходимо становление личного бренда. Если кто-то хороший сварщик — пусть будет лучшим сварщиком Беларуси, если хороший механик — пусть будет лучшим механиком. Педиатр, строитель, крановщик, учитель — люди ведь идут к лучшим, и очень важно чувствовать внутри этот профессиональный стержень. Это безопасно, но очень важно для будущего страны.

Надо расширять сеть. Все должно быть построено на гражданском активизме, на единой беларусской идее, что я тут хозяин, и это моя земля.