Рафал Олбински: человеческая жизнь через призму фантазии и магического реализма
В феврале знаменитому польскому художнику-графику и сюрреалисту Рафалу Олбински исполнится 82 года. Его творчество — это удивительное сочетание правдивости, фантазии и смелости.
Олбински много лет живет и творит в Штатах. Его стиль живописца основан на заимствовании манеры знаменитого предшественника Рене Магритта. Но Рафал не просто копировал стиль знаменитого коллеги, а приправлял его авторским видением и смачной долей собственной фантазии. И по собственному признанию в сюрреализме всегда искал символизм.
В творениях польского мастера-самоучки почти повсеместно проявляется неуемная фантазия. Рафал так и не получил специального образования, год за годом оттачивая собственный талант на примерах работ великих сюрреалистов.
Изначально Олбински отучился на архитектурном отделении Варшавской политехнической школы. И недолго поработал художником декораций в оперном театре.
Удивительно, что в отличие от многих сюрреалистов, картины Рафала пронизаны не абстрактным, а зачастую ярко выраженным и вполне конкретным смыслом. Порой остро-жгучим, но всегда правдоподобным.
Картины Олбински сегодня находятся в Печатной коллекции библиотеки конгресса США в Вашингтоне, в Фонде Карнеги и Национальном клубе искусств в Нью-Йорке.
Рафалу удалось показать зрителю совершенно обыденные, казалось бы, вещи в непривычном ракурсе магического реализма.
«Творчество Олбински — это удивительное сочетание правдивости, фантазии и смелости», — подмечали критики.
Детально подобранные на картинах образы и предметы надолго удерживают внимание, интригуя фантазию «распутыванием» хитросплетений и символизма.
Талант художника изначально заметили в том числе благодаря креативному проекту. Рафалу выпала возможность создавать эмблемы для разных отраслей, и делал он это с тонким чувством юмора и самоиронии, моментально став одним из модных польских художников.
А в 36 лет Рафал эмигрирует в США, решив остаться за океаном из-за введения в Польше военного положения.
Работы Олбински стали популярными в разных концах света в том числе из-за заинтересованности прессы. Его картины печатали международные журналы, от нью-йоркских Print и Art Magazine in America до японской Idea.
В Штатах польский художник прославился в 90-х, сделав на заказ несколько оперных постеров. Получилось настолько удачно, что рядовой заказ дал начало не только новому проекту, но и благодаря фантазии и тонкому юмору Рафала Олбински изменил восприятие целого вида искусства.
«Хороший плакат — это восклицательный и вопросительный знак. Восклицательный знак — мощный образ, который выделяется из тысячи других и притягивает внимание зрителя. А под знаком вопроса скрывается удивление», — Олбински поясняет, что на самом деле плакат — это интеллектуальный вызов.
В 1994-м Рафала Олбински наградили так называемым международным «Оскаром». За победу в парижском конкурсе плакатов «Prix Savignac» — как автора самого значительного плаката года «YES—NO».
Читайте еще
Избранное