Филин

Сергей Василевский

Психолог Янчук: «Власть начала испытывать дефицит специалистов. И это давление изнутри»

Беларусь оказалась на пороге очередной волны эмиграции. Возможные масштабы нового исхода Филин обсудил с известным психологом, профессором Владимиром Янчуком.

Белорусы в Вильнюсе. День Воли

Социологи говорят о третьей волне эмиграции из Беларуси. В этот раз причинами стали новые санкции, введенные из-за соучастия нашей страны в российской агрессии против Украины, а также угроза мобилизации для военнообязанных. Что ждет новых эмигрантов за границей сейчас, когда в Украине идет война?

— Безусловно, опасность есть. Мы же в последнее время на грани соучастия в войне находимся. Понятно, что люди призывного возраста испытывают беспокойство, потому что перспектива {мобилизации} есть.

Хотя я понимаю, что руководство страны не очень в это хочет ввязываться, но в случае чего его и спрашивать никто не будет. Как в случае с обстрелом украинской территории. Войска у нас есть, и в любой момент нас могут прижать к стенке. Так что народ волнуется.

Я уже писал о том, стоит ли уезжать из страны. Я сторонник того, что перемены в стране можно приближать, только оставаясь здесь. И, вообще, отношение к стране определяется теми, кто находится здесь. Уехать — легче всего. Добиться перемен можно только находясь здесь. Это моя позиция, я придерживаюсь ее все время.

Решения уехать принимаются по разным причинам. У кого-то требует релокации работодатель. Кто-то просто паникует или попадает под влияние заражения миграционным настроением. Но в случае переезда за рубеж в поисках работы или спокойного места нужно понимать, что там вас никто не ждет.

И когда вы принимаете такое решение, вам нужно быть готовым столкнуться с целым рядом сложностей. Тем более, отношение к белорусам сейчас не самое хорошее. Нужно готовиться и к этому. Увы, мы стали изгоями из-за пассивного соучастия в войне.

Отношение может быть недружелюбное, работа там вам не гарантирована — наплыв беженцев за рубежом сейчас колоссальный. Статус какой-то поддержки также маловероятен.

— Теперь, когда мы оказались на пороге войны, когда санкции убивают экономику, насколько массовой может стать новая волна?

— Массового оттока сейчас я не жду, так как первая волна наиболее нетерпеливых и паникующих уже уехала. Эти люди столкнулись с той же проблемой — не ждут их там.

Понятно, что рыночная коньюнктура изменится не в лучшую сторону. Но нужно понимать, что выживать гораздо легче в знакомых условиях, нежели в незнакомых. Принимая такое решение, будьте готовы потерять свою квалификацию.

Все-таки, даже в таких экстремальных условиях я бы советовал сто раз подумать, прежде, чем идти на такой радикальный шаг.

И все же, я достаточно оптимистично смотрю на происходящее. Нет худа без добра. Почему? Эта экстремальная ситуация обнажает все проблемы. Одно дело — поведение людей в условиях относительного комфорта, другое — когда дискомфорт становится очевидным. И каждый ощутит это на себе.

С учетом этих обстоятельств, а я думаю, что динамика событий будет очень быстрая, мой совет — не планировать сейчас отъезд.    

— Как белорусский режим относится к эмиграции наиболее активных и образованных граждан? Есть ли там понимание последствий или же на первом месте собственное выживание?

— Сейчас власти находятся в позиции временщиков, о том, что будет завтра, они не особо задумываются. Безусловно, им выгодно, чтобы наиболее активная часть общества уезжала.

Но одновременно на примере тех же айтишников уже осознается дефицит профессиональных кадров. К примеру, принимается специальное решение об удержании IT-специалистов здесь, в том числе в Парке высоких технологий.

Поэтому я подчеркиваю еще раз — нет худа без добра. Власть начала испытывать дефицит специалистов. И это давление изнутри. Если раньше говорили, что, мол, уедут врачи — заменим, из периферии привезем. А сейчас ощущение такое, что и на периферии кадров нет.

И вообще, в стране высокопрофессиональных кадров крайне мало. Это уже заметно и в IT-сфере, и в здравоохранении, и в других областях. Поэтому начинает создаваться база для переосмысления властью многих вещей. Эйфория «ай, обойдемся» прошла.

Другое дело, что у власти есть страх, как ей усидеть. Ведь активные люди потенциально опасны. Но сейчас, когда начинает ломаться все, я думаю, что будет перевешивать все-таки изменение отношения к высококвалифицированным кадрам.