Комментарии
Дмитрий Орешкин, "Ежедневный журнал"

Простота как форма воровства

Главное преступление ваше, демократов то есть, что вы обманули народ. Что значит — обманули? А то и значит: обещали, что жить станет лучше. А не стало. Вот не чувствую я, чтобы стало! А в Беларуси — стало. Гораздо стало! Средняя зарплата 261 доллар, средняя пенсия 108 долларов (официальные данные). В России, правда, средняя зарплата еще в июле 2005 г. перевалила за 300 долларов (плюс неучтенные серые доходы), но это не радует. Нет чувства! А в Беларуси есть. Ферштейн?

Похвала глупости простая

Даже если у тебя в России на круг пятьсот выходит — нет радости. Даже если тысяча! На квартиру все равно не хватит. И на «мерс» не хватит. Хватит на ВАЗ. Но нет, не радует ВАЗ!

А в Белоруссии — еще как радует! И в советские времена еще как радовал.

Украли, значит, у народа радость.

Похвала глупости сложная

Вот уже лет 10 примерно такой несложный текст витает над страной.

Обиженная мифология советской справедливости принимает и радостно переваривает любую глупость, если она совпадает с мифом. И так же легко отбрасывает любую умность, если не совпадает.

Зарплаты, говоришь, у Батьки жиже, чем у нас? А ты знаешь, что там цены в четыре раза ниже?! И на улицах чистота?! А у нас в России два миллиона беспризорников! Нет, четыре миллиона! И еще 20 миллионов иммигрантов!!!

Все это, за исключением чистоты на улицах Минска, — бред. Но социология — такая хитрая наука, что если бреду поддается значительная часть населения, то это уже не бред, а социальная реальность. И спорить с ней — что об стенку бисер. Мифологическая реальность, как показывает опыт, меняется медленнее, чем реальность объективная. То есть просто нужно время. И информация.

Об этом не стоило бы и говорить, если бы как раз сейчас в мифологии не обозначились некоторые сдвиги. И как раз на самом обыденном уровне.

Солдата Сычева, оказывается, никто не бил. У него все само отвалилось. Это не кто-нибудь говорит, а генерал Маслов, опора и надежда Отечества. Тут нужны либеральные комментарии? Нет, достаточно дать генералу слово и отойти в сторонку. Он все сам объяснит. На самом простом уровне стало очевидно: отдать сына в такую армию — все равно что лично сделать из него фарш для генеральского бутерброда.

Прошли выборы в Беларуси и на Украине. Ну что тут комментировать? Ей-богу, факты лучше скажут. У Лукашенко на избирательных участках тишина и благодать, а на Украине люди в очереди стоят. Чтобы все успели, пришлось время голосования продлевать. Но в результате явка в Беларуси 92%, а на Украине около 70%. Вот что значит строгая организация! На Украине двое суток голоса считают, в Беларуси к утру уже 100%. На Украине распорядитель административного ресурса проиграл, собрав всего 15%, в Беларуси выиграл, собрав 82,6% .

После этого кто-то будет рассказывать, что народ у нас — совковое быдло? Быдло — это его начальники, которые людей презирали и презирают, лишая права выбора.

Можно, конечно, велеречиво рассуждать, что Украина, Беларусь и Россия — разные социокультурные и цивилизационные общности, что у них разные мотивации и ценностные ориентиры — да кто слушать станет? На самом бытовом уровне ясно: все мы из одного инкубатора. А вот начальство действительно сильно различается. Стало быть, с него и спрос.

Или еще простой факт: коммунисты на Украине получили менее 4%. Причем — честно. Что тут скажешь: наши искренние поздравления. В России им тоже чего-то похожего не миновать. Повторю — просто нужно время. И информация. И честные выборы.

Впрочем, интереснее, что националисты Натальи Витренко собрали на Украине даже меньше коммунистов. В результате, «Регионы» Януковича на выборах выступили хорошо, но в Раде остались без серьезного партнера и вынуждены теперь проситься в долю к «оранжевым». А это значит, что сценарий развала Украины под видом федерализации, с последующим де-факто присоединением Востока к России, на что рассчитывал депутат Госдумы и директор Института стран СНГ К. Затулин, не прошел. Причем не прошел не по очкам, а чистым нокаутом. Хотя — извините, если открою политологический секрет — мадам Витренко прокачивал главный кремлевский политтехнолог Г.О. Павловский. И уж не буду говорить, на чьи деньги. Сами догадаетесь. Чай, не бином Ньютона.

А г-н Янукович, которого Г. Павловский опекал на прошлых выборах — и тоже с хорошо известным результатом, — на этот раз вручил свою судьбу известной американской консалтинговой фирме Пола Манафорта. И, надо сказать, не прогадал.

Что, конечно, многое объясняет относительно конкурентоспособности и эффективности восточной и западной систем менеджмента и профессионализма. А заодно и относительно квасного патриотизма. Хоть бы и на самом обыденном уровне.

Просто глупость, без похвалы

К сожалению, кремлевская политика в СНГ снова провалилась — и это очевидно всем, кроме ТВ-агитаторов. В результате нечестных выборов мы остались с Лукашенко, к которому не знаешь, с какой стороны и подойти, чтобы не запачкаться. И еще платим за это удовольствие только по газу 3,5 миллиарда у.е. в год (возьмем разницу в цене газа для Украины и Беларуси, умножим на объем поставок и получим цифру наших ежегодных субсидий Лукашенко). А в результате честных выборов Украина, которая в пять раз важнее Беларуси (хотя бы по численности населения), отошла от нас еще дальше. А мы опять-таки остались в странной компании инвалидов Витренко («народная оппозиция») да Симоненко (компартия).

Тут вспоминается и Приднестровье, бессменно руководимое г.г. Смирновым и Антюфеевым. Которое еще покойный генерал Лебедь, там служивший (не самый большой либерал, верно?), в свое время назвал в прямом эфире федерального ТВ «гестаповским режимом». Причем обижает г-на Смирнова кто? Президент Молдавии г-н Воронин, коммунист, между прочим, которому путинская Россия в свое время помогла избраться, наивно рассчитывая на его классовую любовь к СССР.

Кинул, конечно. Потому что классовая любовь без маузера у виска очень быстро проходит. И сменяется любовью к независимости.

Что имеем в сухом остатке? С Молдавией необратимая ссора, а гестаповский тандем из Приднестровья за свою близость (уже не классовую, а геополитическую) требует от России 50 млн у.е. в квартал, плюс списание 700 млн у.е. накопившегося долга за газ.

Куда ни кинь, всюду клин.

Почему-то все, кто нам не близок, за газ стараются платить. То есть у них экономика как-то так устроена, что деньги есть. А у близких друзей какая-то совершенно другая экономика. Очень крепкая, но совершенно без денег. Похоже на предвыборные консультации г-на Павловского: все очень тепло и по-братски, но деньги куда-то проваливаются. А выборы проигрываются.

У чехов деньги на газ есть, у прибалтов есть, у всех бывших соцстран — есть. Даже у стран СНГ со скрипом — но находятся.

А у настоящих друзей — хоть шаром покати. Что у Батьки, что у Смирнова с Антюфеевым, что у Кокойты из Южной Осетии. Что, в свое время, у Фиделя или у Менгисту Хайле Мариама, что у Сирии, Ирака и прочих строителей справедливого общества, непримиримых борцов с экспансией фальшивых ценностей.

Все они висят у России на шее и прямо в ухо распевают песни про братскую любовь и геополитическую агрессию с Запада. Совершенно бескорыстно и по-дружески.

Тут возникает очень простой бытовой вопрос: они с нами дружат, потому что не способны платить по счетам, или они не способны платить по счетам, потому что с нами дружат?

Год-другой пройдет, эта диалектика в общественном мнении дозреет, и Кремлю придется отвечать. Тут ведь мудрость невелика: Сирии списали 13 миллиардов у.е. долга; Ираку 7 миллиардов; Алжиру что-то около 4,5 миллиардов; Януковичу — 1 миллиард в виде предвыборной льготы на газовый НДС; Лукашенко 3,5 в год. И еще стоит очередь более мелких млекопитающих с протянутой рукой. Включая академика Кадырова, который лояльность Чечни (то есть свою) оценивает в 4 миллиарда у.е. в год.

Итого только публично озвученных братских трат под 30 миллиардов. Без Кадырова.

А какой, простите, результат? Что мы за эти деньги получили, если не иметь в виду откаты в карман патриотически настроенных геополитиков, поддержавших Саддама Хусейна или Слободана Милошевича? Какие нетленные ценности сберегли, если не иметь в виду привычку черпать сколько хочешь из казны, наслаждаясь неограниченным самовластием и отсутствием общественного контроля?

Нет результата. Стоит Россия, как воспитатель в детском саду для умственно отсталых, и знай только то сопли, то попы вытирает. Ну и кормит, само собой. Это называется — отпор однополярному миру.

Ага. Мы что-то похожее совсем недавно проходили. Вам напомнить, чем это закончилось?

Может, нам все-таки пора подумать, о новых, более достойных друзьях? Которые в состоянии оплачивать собственное существование.

Пора! Похоже, Кремль тоже пришел к аналогичному выводу. Отныне у нас за лучшего друга будет Туркменбаши Сапармурат Ниязов. С этим можно не волноваться — у него вообще нет выборов. Ни честных, ни нечестных. Одна бесконечная стабильность. Вот, недавно решил старикам пенсии отменить. И ничего! Старики были очень даже рады и счастливы. Тем более, г-н Ниязов им отечески разъяснил: тот, кто будет три раза в день читать его книгу «Рухнамэ» (очевидно, вместо завтрака, обеда и ужина), тот непременно попадет в рай. И, добавим от себя, довольно скоро.

То есть, перспективы делаются все очевиднее. Вопросов будет все больше. И с ответами может возникнуть проблема. Это опасно. Потому что если нечем объяснить абсолютное или относительное ухудшение условий жизни в авторитарных режимах, такие режимы обычно отменяют выборы и затевают войнушку с внешними или с внутренними врагами: она все глупости и все воровство спишет.

Что-то мы за последние 100 лет слишком много всего списали. Не от того ли, что стеснялись задавать сложные вопросы? А потом простые и задавать стало незачем.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)