Филин

Валерия Перепелкина

Почему быть похваленным белорусской пропагандой сегодня – «очень плохо, ниже падать практически некуда»

Историк Александр Фридман — о просьбе бельгийских дипломатов смягчить санкции против «Беларуськалия».

«Бельгия пытается добиться от Евросоюза ослабления ограничений, введенных в отношении белорусской калийной отрасли», сообщает Bloomberg.

По информации издания, дипломаты в Брюсселе написали письмо другим членам ЕС, в котором говорится, что ранее введенные ограничения уже привели европейские компании к трудностям. А в будущем санкции могут спровоцировать рост цен и снижение качества продукции.

«Филин» поинтересовался у историка, эксперта в европейской тематике Александра Фридмана, почему именно сейчас и именно Бельгия выступила с такой просьбой? Есть ли шанс, что из этого что-то получится?

— Важно понимать: лобби действует всегда. Многими компаниями движут исключительно экономические интересы. И, безусловно, их не волнует, что происходит в Беларуси, им все равно на нарушения прав человека, аресты и репрессии.

Для предприятий, связанных с нашей страной или просто закупающих белорусское дешевое сырье, любые санкции всегда некстати. Лобби работает по совершенно разным направлениям, и это абсолютно нормально.

Почему Бельгия? И кто стоит за этой акцией? В статье Bloomberg упоминались лишь «бельгийские дипломаты», а также бельгийские и европейские компании. Думаю, присутствует экономическая составляющая: какие-то интересы бизнеса Бельгии задеты.

Александр Фридман. Фото Радыё Свабода

Тут очень важно отметить, что лоббисты обычно действуют за закрытыми дверями. Не ведутся подобные кампании прямо и открыто, а утечки по желанию лоббистов не происходят. Опубликовать такое письмо и тем самым связать себя с режимом Лукашенко, показать, что ты выступаешь за послабление санкций, — это, мягко говоря, очень странно. Это выглядит совершенно нелепо.

Хотя это и есть предложение из другой реальности. Оно, очевидно, было составлено еще до того, как миграционный кризис стал активно обсуждаться в Германии и в других странах Западной Европы.

Сегодня европейские политики соревнуются в обвинениях против Лукашенко, риторика держит курс на усиление санкций, везде идет разговор только о миграционном кризисе, который он вызвал. И именно в этот момент выходит предложение об ослаблении ограничений. Возникает вопрос: почему именно сейчас?

У меня абсолютное чувство, полная уверенность, что Bloomberg заполучил эту информацию от сторонников санкций на европейском уровне. Кто это конкретно может быть — чистые предположения и абсолютная спекуляция — какие-то балтийские или польские дипломаты.

С моей точки зрения, это атака на белорусских лоббистов. Чтобы было не повадно. Потому что любое продвижение послаблений для режима Лукашенко на данный момент выглядит нелепо и никак не стыкуется с сегодняшней политикой ЕС. Бельгия пока молчит, но думаю, что им придется за это оправдываться или дезавуировать «письмо дипломатов».

Это парадоксально, кстати говоря, что они все еще отмалчиваются. Я просматривал бельгийские сайты, газеты — ничего. Bloomberg направил запрос, а они никак не отреагировали, хотя прошли уже сутки. И в бельгийской прессе об этом ничего не пишут.

Если даже с бельгийской стороны такие предложения поступали, они сейчас от них откажутся. Лукашенко остановил миграционный кризис? Нет. Выпустили знаковую фигуру протеста вроде Бабарико или Колесниковой, которых знают в Европе? Нет. Стало меньше политзаключенных? Нет, а законы становятся все более и более суровыми.

Собеседник «Филина» отмечает, что о Лукашенко в СМИ пишут очень много и как никогда резко. Активно освещается миграционный кризис, в последнее время популярной была история с высылкой французского посла Николя де Лакоста.

— Так резко, пожалуй, не писали с момента истории с Протасевичем. В таких условиях взять и ни с того ни с сего ослабить санкции — странно. Особенно, если аргументировать это исключительно экономически, мол, нашим предприятиям будет тяжело, поэтому плевать на все, что происходит в Беларуси и на мигрантов, главное — получать дешево калийные удобрения. Это будет выглядеть как очень плохой анекдот.

Что еще меня очень позабавило: историю подхватили российские и белорусские пропагандисты. Причем, они ее переврали, разумеется. В Беларуси от ОНТ до СБ это представляется как акция бельгийского правительства. Однако речь в материале Bloomberg шла о бельгийских дипломатах, вообще непонятно, официальная ли это позиция МИДа Бельгии.

То есть журналисты подхватили и пытаются показать ситуацию, как раскол в Евросоюзе. И это потрясающая глупость с их стороны. Потому что все это только помогает фронтальной атаке на лоббистов.

И любой, кто сейчас в Европе борется за санкции против Беларуси, может показать эти пропагандистские публикации, в которых хвалят официальный Брюссель.

А быть похваленным от белорусской пропаганды или быть хоть как-то связанным с правителем страны сегодня очень плохо, ниже падать практически некуда. Ведь для Запада Лукашенко стал фигурой демонически негативной.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(129)