Политика

Марк Дзюба

Папа Римский не думает о Беларуси

Несмотря на все происходящие в Беларуси репрессии, Папа Римский Франциск предпочитает отмалчиваться, не реагируя на просьбы беларусов и поддерживая контакт с Александром Лукашенко. 

Название написанной в советские годы поэмы «Ленiн думае пра Беларусь» стало удачным образом, который до сих пор используется при обсуждении отношения влиятельных мира сего к нашей стране.

В контексте религии наиболее важными для Беларуси являются руководители православной и католической церквей. Точка зрения московского патриарха Кирилла вполне ясна: он поддерживает диктаторские режимы Путина и Лукашенко, а также войну против Украины.

Но вот позиция Папы Римского Франциска в наших краях обсуждается намного меньше. Хотя поводов для этого также хватает. Один из последних – задержание в Шумилино католических священников Анджея Юхневича и Павла Лемеха (по слухам, их могут подозревать в некой «диверсионной деятельности»).

Реакции Ватикана не дождались – и не в первый раз. А ведь были более весомые основания дать оценку происходящему в нашей стране.

Все, на что хватило Папы Римского Франциска в августе 2020 года, – максимально обобщенно призвать «стороны конфликта» к диалогу и отказу от применения силы.

Фото Global Look Press

В ноябре того года Светлана Тихановская обратилась к понтифику с письмом, в котором отметила:

– Ад імя беларускага народа, мы просім Вашых святых малітваў і Вашага шчырага слова праўды і справядлівасці, якія былі б для ўсіх нас блаславеннем.

«Искреннего слова правды» не последовало, хотя в декабре архиепископ Клаудио Гуджеротти, прилетев к Лукашенко, передал от Папы Римского «озабоченность и тревогу в связи с актуальной ситуацией в стране».

Продолжение вышло неожиданным: оказалось, что Минск и Ватикан договорились, что главу Католической церкви в Беларуси Тадеуша Кондрусевича впустят в родную страну с условием его отставки.

В 2021-м Франциск оставил без ответа сразу три пронзительных обращения из Беларуси по поводу развернувшихся в стране репрессий. В первом политзаключенный Игорь Лосик отметил:

– Я не прашу заступіцца за мяне перад некім, але я прашу заступіцца за дабро, за праўду, за справядлівасць, за сотні і тысячы беларусаў, якія страцілі надзею ў такім жа становішчы, як і я, а многія нават горшым. Можа быць, я вельмі наіўны, і гэты ліст да Вас не дойдзе, але я пішу яго зусім шчыра і ад чыстага сэрца і веру, што пішу яго не дарма.

Во втором обращении Ольга Северинец, супруга политзаключенного Павла Северинца, основателя «Беларускай хрысціянскай дэмакратыі», написала:

– Просім Вас памятаць і маліцца за нашу сям’ю, за Паўла, за маленькага Францішка, а таксама за ўсіх зняволеных і змучаных беларусаў. Просім Вас аб малітве за Беларусь.

Третье обращение написала группа родных политзаключенных (инициатива «Освобождение 2020»):

– Мы, родныя беларускіх палітвязьняў, просім вас — памаліцеся за іх і ўзвысьце свой голас супраць беззаконьня, якое робіцца ў Беларусі. Дапамажыце выратаваць нашых блізкіх!

Если судить по открытым источникам, Франциск на обращения конкретными действиями не отреагировал. Как и на закрытие Красного костела в Минске и над многочисленные суды над ксендзами в Беларуси, ставшие рутиной.

Красный костел, апрель-2024

Папа Римский настолько не напрягал Лукашенко, что тот в 2022-м публично пригласил его посетить Беларусь.

Правитель до сих пор с удовольствием пишет Франциску: например, в марте поздравил его с годовщиной торжественного начала понтификата, отметив, что отношения Минска со Святым Престолом носят доверительный характер.

Ватикан продолжает себя вести так, словно в Беларуси ничего не происходит. В прошлом Франциск жестко критиковал условия в европейских лагерях для беженцев, но смерти беларусских политзаключенных его, похоже, не заботят. Видимо, не модная это тема в его мире.