Комментарии
Сергей Аверьянов

Оставаясь в изоляции, Беларусь не сможет измениться

Отношения между ЕС и нашей страной улучшаться, если белорусские власти выполнят известные 12 рекомендаций из стратегии по Беларуси. Этот тезис превратился в аксиому. Впрочем, как и другой – руководство Беларуси не стремится их выполнять, настаивая на том, что диалог должен вестись безо всяких предварительных условий. А может, Европе стоило бы принять эту позицию?

Не спешите швырять в автора камни. Давайте попробуем спокойно взвесить все «за» и «против».

Никому не нужны чужие проблемы. Так, видимо, решили европейцы и обнесли свой дом высоким забором Шенгена. Их можно понять – иначе приток желающих стать гражданами стран ЕС попросту захлестнул бы Европу.

Но в ситуации с Беларусью могло бы быть сделано если не исключение, то послабление. Раз уж европейцы так стремятся вести с нами диалог и содействовать демократизации нашей страны.

Одна из ключевых проблем Беларуси состоит в том, что подавляющая часть ее населения не представляет себе жизни иной, чем она есть здесь. И в самом деле – различий с поздним СССР практически нет. Та же плановая экономика, та же официозная муть по ТВ и радио. По большому счету, тот же принцип существования – не трогай систему, и она не тронет тебя.

Другого – а именно европейских стран, их быта, уровня жизни, функционирования политической, экономической, социальной моделей граждане Беларуси в большинстве своем не видели. Даже сравнительно близкая Литва уже в ЕС! А ведь после распада СССР, после того, как был введен визовый режим, очень многие белорусы и не бывали в ней. Не говоря уже о тех странах, что находятся подальше. Так что же они могут выбирать?! Для них лозунг «Беларусь - в Европу!» такой же пустой звук, как, скажем, «Зимбабве – в ДОВСЕ!».

Им безразличны и 12 рекомендаций и 24. Потому что они не понимают, что теряют, оставляя здесь все, как есть! И не поймут, пока не увидят разницу собственными глазами.

В итоге политика Европы напоминает диалог мужиков с волком, у которого требуют пообещать, что тот не будет есть мяса. То есть Европа, в принципе, уверена, что волк откажется, а волка уже попросту достали бесполезные увещевания.

Но обе стороны продолжают играть в эти гульки. Таковы особенности современного политического политеса!

Кстати, в отношении России Запад применяет радикально иную тактику. «Совет Европы вправе исключить ее, как неблагодарного и скандального члена, более чем за десять лет не исполнившего взятых на себя (добровольно!) обязательств, -- пишет The New Times. – Но они не только не исключают, а всячески стараются подчеркнуть, что Россия им нужна. У европейских деятелей есть и идеалистические представления о должном: надо помочь, нельзя бросать, взялся за гуж, народ не виноват… Но есть и вполне прагматичное рассуждение о том, что страна, находящаяся под мониторингом, подписавшаяся под Конвенцией о правах человека и вынужденная исполнять решения Страсбургского суда представляет для Европы меньшую опасность, чем если бы она отгородилась от всех и прекратила гуманитарные контакты».

Эти же аргументы применимы и по отношению к Беларуси. Поэтому уменьшение стоимости шенгенской визы для граждан нашей страны раз этак в десять стало бы первым реальным шагом, который повлиял бы на реальные процессы в нашей стране куда сильнее, чем десятки резолюций, принятых за последние годы авторитетными международными организациями.

Вторым полезным шагом стала бы и вовсе отмена визового режима с Беларусью. Чем больше белорусы смогут ездить по Европе, тем быстрее они захотят навести такой же порядок в своем доме.

Оставаясь в изоляции, Беларусь не сможет измениться. И западным политикам было бы неплохо принять к сведению этот, в общем-то, простой постулат.

Гораздо перспективнее для Европы было бы попробовать задушить нынешний белорусский режим в объятиях, Что сейчас между прочим пытается сделать Кремль. У России больше рычагов влияния на Беларусь, чем у ЕС. Но Москва, попробовав применить кнут, ныне предпочла сменить его на пряник: относительно дешевые энергоносители, кредиты, задушевные встречи президентов, не говоря уже о свободе передвижения для простых граждан.

В общем, путь на Восток открыт. А на Западе – шлагбаум. Такое положение создает угрозу не только для демократии, но и для суверенитета Беларуси.

Противостоять создавшейся ситуации можно только изо всех сил втягивая Беларусь в орбиту европейской политики, европейских ценностей и, главное, европейского уровня жизни. Ибо именно эта последняя позиция по очевидным причинам станет основополагающей при выборе гражданами нашей страны направления ее дальнейшего развития.

Так что гораздо более действенной с точки зрения результата стала бы политика «принудительной дружбы». Но никак не «шенгенский забор», который лишь еще больше отдалит Беларусь от Европы.

Похоже, это начинают понимать и европейские политики. Так, депутаты Европарламента от Литвы, Польши и Австрии организовали сбор подписей под петицией за снижение стоимости шенгенских виз для граждан Беларуси. Если эта инициатива получит продолжение, она может стать первым шагом к пересмотру всей стратегии взаимоотношений Европы с нашей страной.

Вполне вероятно политика «принудительной дружбы» даст гораздо более быстрые и эффективные результаты, чем сегодняшняя тактика давления со стороны стран ЕС на белорусское руководство. Хотя бы потому, что это давление вынуждает белорусские власти искать убежища в объятиях России. А вот оттуда демократии наша страна уж точно никогда не дождется. И Европе нужно это учитывать, если, конечно, ситуация в нашей стране действительно входит в сферу ее стратегических интересов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)