Николай Кузьмич воссоздал раку для святых мощей Евфросинии Полоцкой

Брестский художник Николай Кузьмич завершил работу над воссозданием раки для святых мощей Евфросинии Полоцкой. 5 июня - в день памяти белорусской святой - она займет достойное место в Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре.

Писатель Владимир Орлов, хорошо знающий Николая Кузьмича и глубоко изучивший особенности мастерства художника-ювелира, назвал мучительным и счастливым его труд по воссозданию величайших национальных святынь - Креста Евфросинии Полоцкой и раки для хранения мощей Преподобной. Именно нашему земляку суждено было вернуть народу утраченные святыни и тем самым войти в историю Беларуси. И вот этот счастливый и мучительный труд, которому отдано почти десять лет жизни, практически завершился. Рака - выстраданное творение мастера и вершина ювелирного искусства - готова покинуть мастерскую. Собеседнице ангелов

Рака занимает добрую часть помещения не слишком просторной мастерской художника по Партизанскому проспекту. Ковчег, предназначенный для хранения святых мощей, отливает позолотой, в которой видится мерцание свечей. Позолотой покрыты боковые поверхности раки. Это точные копии барельефов с гроба Преподобной в Киево-Печерской лавре, где покоились ее мощи. Изображения воспроизводят два важнейших момента в земной и горней жизни Полоцкой игуменьи: момент закладки построенной по ее заказу всемирно известной церкви Спаса и перенесения святых останков Евфросинии Полоцкой из Иерусалима в Киев. С другой стороны, у изголовья, можно прочитать надпись: «Собеседнице ангелов».

Особенно впечатляет верхняя часть раки, которая представляет собой образ Преподобной в полный рост. Для его максимально точного воспроизведения был сделан список с иконы, хранящейся в Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. Риза Преподобной выполнена из серебра в технике чеканки. Это был один из завершающих штрихов в работе над ракой. Поражает совершенством нимб над головой святой, для изготовления которого использованы драгоценные камни. Жемчуг символизирует чистоту и непорочность, рубин - цвет жизни и крови. Только серебра на воспроизведение раки ушло 106 килограммов.

Но не в этом ее настоящая ценность и вес. Как признается сам художник, годы, посвященные возрождению национальных святынь, стали временем собственного духовного возрождения. Теперь и мы имеем возможность прикоснуться к ним душой, ощутив родство с историей своего государства, у истоков которого стояла Евфросинья Полоцкая -признанная небесная заступница белорусов.

В один из последних дней марта, когда мы побывали в мастерской, произошло знаменательное событие. Из Минска, из мастерских «Минскреставрации», привезли кипарисовый гроб, который предстоит поместить в уже готовую раку и в котором, собственно, и будут покоиться мощи святой. Из кипариса во времена Евфросинии Полоцкой традиционно изготавливались особенно важные культовые вещи. В их числе и Крест Преподобной, созданный полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году.

«Кипарис, - пояснил минский резчик по дереву Михаил Юревич, - материал податливый в работе и в то же время устойчивый к внешнему воздействию».

Вместе с Михаилом Юревичем в Брест приехала послушница из Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря Анна. Она рассказала, что в настоящее время там ведется реставрация, которую, скорее всего, не успеют завершить до 5 июня: работа включает в себя такую тонкую технику, как освобождение от более поздних красок подлинных фресок XII столетия. А пока в мастерской Николая Кузьмича создавалась рака, обитательницы монастыря трудились над вышивкой и шитьем облачения для святых мощей.

Наследник Лазаря Богши

Понятие «эмальер» у нас мало известно. В Беларуси не получило распространения ювелирное искусство: дорогое это удовольствие, да и оформление права на занятие такого рода деятельностью сопряжено с многими формальностями. Поручить воссоздание Креста, а потом и раки Преподобной человеку, не владеющему таким мастерством, было невозможно. Поэтому в 90-е годы прошлого века, когда созрела идея о восстановлении утраченных святынь, выбор пал на брестского художника Николая Кузьмича. Выпускник Минского художественного училища имени Глебова по специальности «декоративно-прикладное искусство» к тому времени уже приобрел известность в художественном мире: не только в Беларуси, но и за ее пределами. Он работал с ценными металлами, особенно тяготел к эмали.

В 1993 году Николай Кузьмич получил благословение владыки Филарета и приступил к воссозданию Креста Евфросинии Полоцкой. Работа, которую планировалось завершить в течение полугода, растянулась на четыре. Все оказалось гораздо сложнее, чем представлялось вначале. Приходилось буквально заново открывать секреты древних мастеров-ювелиров.

С такой же проблемой столкнулся мастер и при воссоздании раки. Он приступил к работе осенью 2002 года и завершил ее в апреле 2007-го. При этом, как всякий уважающий себя мастер, воспитал достойных учеников. Его помощники - выпускник Брестского политехнического техникума Александр Андрейчук и Андрей Мазько, окончивший художественно-графический факультет БрГУ им. Пушкина. Третьим стал сын Петр, который в этом году будет поступать в Белорусскую академию искусств на художественно-графический факультет.

«... Прыймi, заступнiца нашая, гэтую малiтву братоу i сzстрау Тваiх, як нашую невымоуную падзяку, любоу i хвалу Табе - надзея, слава й пацеха нашая!» Это слова молитвы, обращенные к святой Евфросинии Полоцкой. Николай Кузьмич говорит, что именно искренние слова молитвы помогали ему в самые трудные моменты его ответственной миссии.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)