Политика

Елена Толкачева, TUT.BY

«На столе у европейцев 165 имен, есть и Карпенков». Когда ЕС примет четвертый пакет санкций

В ЕС готовятся принять четвертый пакет санкций против белорусских чиновников и тех, кто принимает участие в задержаниях, пытках, избиениях мирных демонстрантов. Новый пакет может быть принят в конце февраля или начале марта, рассказал TUT.BY советник Светланы Тихановской по международным вопросам Франак Вячорко.

На сегодня в санкционные списки уже внесено 208 человек — это люди, которые, как считают в ЕС, участвовали в фальсификациях, «кошельки» Лукашенко, силовики, окружение, сам Лукашенко. Причем 208 — это фамилии из нескольких санкционных списков: Евросоюза, Литвы, Латвии, Эстонии, Швейцарии, Канады, Великобритании, которые отличаются между собой.

— Некоторые страны более смелые, как Балтийские, некоторые — как Евросоюз, у них список меньше. Наша задача сейчас — чтобы эти списки были синхронными, чтобы списки между всеми странами совпадали и чтобы ограничения выполнялись одинаково: чтобы это были ограничения не только на въезд, но и финансовые ограничения, блокировка счетов, чтобы эти люди не могли открывать свои частные бизнесы, или «отмывать» деньги, или контролировать коррупционные схемы. Очень важно, чтобы те 208 человек, которые уже попали в санкционные списки, не могли продолжать свою деятельность, чтобы они понесли наказание, потому что санкции — вид наказания в ситуации, когда в стране царит беззаконие, — поясняет Франак Вячорко.

Представитель Тихановской подчеркивает: важно, чтобы список Евросоюза, который сравнительно небольшой, включал больше физлиц и юрлиц, связанных конкретно с нарушением прав человека, насилием против демонстрантов, фальсификацией выборов, а также тех людей, которые финансируют режим Лукашенко.

В новый список, по информации Офиса Тихановской, может войти еще 165 человек.

— Сейчас на столе у европейских чиновников 165 имен — это в дополнение к тем 90 физлицам и юрлицам, которые уже внесены в ограничительные списки. Сколько из них будет внесено в четвертый пакет санкций, каким образом, мы точно не знаем, потому что юридические группы, рабочие группы в странах ЕС проверяют доказательную базу, все документы, есть ли на каждого человека из списка доказательства преступлений и правонарушений.

Только после юридической проверки рабочими группами этот драфт подается на голосование на принятие санкционных ограничений. Самое важное, что в этих списках появились имена людей, которые виноваты в конкретных преступлениях: там есть имя Николая Карпенкова, начальников РУВД — всех тех, кто нарушал права человека и законы, — говорит советник Тихановской.

На сегодня белорусский вопрос не стоит на повестке в Евросоюзе, сейчас там обсуждают COVID-19, вакцины, даже Россию, и на последней встрече министров ЕС даже не был поставлен вопрос Беларуси. Встреча министров иностранных дел ЕС, на которую будет вынесен вопрос о четвертом пакете санкций, может пройти в конце февраля или начале марта.

— Если я не ошибаюсь, следующее заседание министров иностранных дел ЕС — в 20-х числах февраля, повестки там еще нет, многое зависит от событий в Беларуси и будут ли проверены и полностью подготовлены санкционные списки, которыми занимаются в ЕС. Санкции принимаются в ответ на то, что происходит в стране. Я, например, уверен, что как только начнутся суды над журналистками «Белсата» Катериной Андреевой и Дарьей Чульцовой и журналисткой TUT.BY Катериной Борисевич, над политическими лидерами, будет быстро принят и четвертый, и пятый пакет санкций.

Санкции играют сдерживающую роль, Лукашенко должен понимать, что любое действие против народа Беларуси будет вести к последствиям. В последние выходные в стране было задержано более 170 человек. Думаю, это повод, чтобы европейские чиновники поставили Беларусь в повестку дня и приняли четвертый пакет санкций как можно быстрее, — считает Вячорко.

Задача Офиса Светланы Тихановской, поясняет ее советник, с одной стороны — усилить давление на режим, отсечь источники его финансирования, максимально его изолировать, а с другой стороны — помочь белорусскому гражданскому обществу.

— Когда мы говорим с европейцами про финансовые ограничения для Лукашенко и его «кошельков», мы также говорим о поддержке белорусскому бизнесу в том же объеме, который белорусская экономика потенциально может потерять от санкций.

Это называется умное экономическое давление: то есть те деньги, которые идут, например, на министерства Лукашенко, должны быть переориентированы на частный бизнес, мелких предпринимателей, которые пострадали от режима. Мы сейчас также работаем больше с бизнес-компаниями, которые поставляют какие-то детали или закупают какую-то продукцию у компаний, связанных с Управделами президента, чтобы максимально отсечь эти контакты. Через бизнесы мы, возможно, можем добиться больше, чем через индивидуальные санкции. Но санкции тоже важны, чтобы никто не остался ненаказанным, — говорит Вячорко.

Напомним, c октября прошлого года ЕС ввел уже три пакета санкций против Беларуси.

В первом санкционном пакете против Беларуси, который был принят ЕС 2 октября, значилось 40 белорусских официальных лиц — силовиков (представителей МВД и КГБ) и членов ЦИК, в отношении которых были введены персональные ограничения.

Второй пакет санкций был принят 6 ноября: Евросоюз ввел ограничения в отношении Александра Лукашенко и 14 высокопоставленных чиновников, в том числе помощника президента Виктора Лукашенко, главы Администрации президента Игоря Сергеенко, руководителя КГБ Ивана Тертеля, начальника Следственного комитета Ивана Носкевича, главы ОАЦ Андрея Павлюченко, пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт и других.

17 декабря Евросоюз принял третий пакет санкций в отношении белорусских властей и бизнеса. В список вошли 29 физических и семь юридических лиц, в том числе ОАО «140-й ремонтный завод», ОАО «Агат — электромеханический завод», ОАО МЗКТ, ЗАО «Белтехэкспорт», Государственное учреждение «Главное хозяйственное управление» Управления делами президента Республики Беларусь, Dana Holdings и ООО «Синезис».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(22)