Политика

«На похороны Раиси Лукашенко вряд ли поедет. На зарубежные похороны он летал лишь дважды»

Бывший дипломат Павел Мацукевич – о технологии реагирования властей Беларуси на уход из жизни зарубежных политических лидеров.

– Знаки внимания и почтения, демонстрируемые странами в таких случаях, свидетельствуют об уровне сотрудничества или заинтересованности в нем, – пишет Мацукевич в выпуске Пульса Ленина-19. – Лукашенко уже направил развернутое соболезнование Верховному лидеру Исламской Республики Иран Али Хаменеи, как это принято.

Соболезнование — это письменное послание. Его проект готовится посольством Беларуси в соответствующей стране. В данном случае в Тегеране. Затем направляется в МИД вместе с описанием повода и обоснованием целесообразности, а оттуда все это оперативно пересылается в Администрацию. 

Соболезнования готовятся на беларусском языке (за исключением стран СНГ и Китая — туда на русском). По крайней мере, так было раньше. Посольство Беларуси, которое обеспечивает доставку адресату, прикладывает к посланию его неофициальный перевод на нужный язык.

В большинстве случаев реакция Беларуси на те или иные трагические события как раз ограничивается соболезнованием. Однако смерть президента — особый случай.

Потому что особые отношения, если говорить об Иране, и потому что, как правило, в случае смерти главы государства в стране объявляется национальный траур — закрываются все учреждения, приспускаются флаги.

В разных странах у государственной скорби свои особенности и длительность. В ЮАР скорбели неделю из-за смерти Нельсона Манделы, в ОАЭ — 40 дней по президенту Халифе ибн Заиду Аль Нахайяну, в Аргентине — три дня по Диего Марадоне, в Северной Корее — три года по Ким Ир Сену.

Траур по Эбрахиму Раиси в Иране продлится пять дней.

Особенность похорон главы государства в том, что такие церемонии — большая политика и там обычно присутствуют зарубежные делегации. 

Организационная сторона этого дела выглядит примерно так: по дипломатическим каналам до зарубежных стран доводится информация о траурных мероприятиях — дате похорон, церемониях и так далее.

Приглашения не рассылаются. Каждая страна в зависимости от отношений самостоятельно решает, направлять ли делегацию на похороны и на каком уровне. 

Когда в мае 2022-го в ОАЭ умер президент туда от Беларуси на траурные мероприятия отправились премьер-министр Роман Головченко и президент НОК Виктор Лукашенко. Запись в траурной книге посольства ОАЭ в Минске делал тогдашний главы МИД Владимир Макей.

Похороны Раиси назначены на 23 мая. Лукашенко на них вряд ли поедет — все же не тот характер личных отношений. За 30 лет у власти Александр Григорьевич ездил на зарубежные похороны лишь дважды — в 2007-м в Москву, чтобы проводить в последний путь Бориса Ельцина, и в 2013-м в Каракас, чтобы лично проститься с Уго Чавесом. Но то были друзья.

Миссия участия в похоронах Раиси в Иране может быть возложена на премьер-министра или его замов. По крайней мере, это было бы логично с точки зрения заявленного уровня беларусско-иранских отношений.