Экономика

Михаил Сидоров

Мнение: «Москва и Минск явно действуют синхронно»

Отношения Беларуси с Украиной все больше электризуются. Почему Минск сократил поставки электроэнергии в соседнюю страну? Эксперты полагают, что причины лежат в политической плоскости, и Россия, возможно, занимает в этом не последнюю роль.

В начале ноября Киев из-за дефицита мощности в энергосистеме запросил аварийную помощь Беларуси в объеме 500 МВт. Надо сказать, за 2021 год Украина трижды просила Беларусь об аварийных поставках электроэнергии, и тамошние эксперты предрекают трудную энергетическую зиму.

Минск не против такой помощи: экспорт электроэнергии хоть и не ключевая статья доходов бюджета, но от валютной выручки Беларусь не отказывается, а Украина до недавнего времени оставалась единственной страной, куда экспорт электроэнергии из Беларуси в принципе осуществлялся. Кроме того, с вводом БелАЭС правительству надо думать, как окупать проект и куда продавать электроэнергию.

Недавно, посещая Лидскую центральную райбольницу, Александр Лукашенко потроллил Украину, заявив, что не против поставлять электричество, потому что «подло не помочь страдающему соседу — это не по-славянски и не по-христиански».

Экономической выгоды от экспорта электроэнергии в Украину «Белэнерго» не видит, но поставлять ее будет

На аукционе 27 октября украинская госкомпания «Энергоатом» приобрела 885 из 900 доступных МВт мощностей межгосударственных ЛЭП для импорта в ноябре электроэнергии из Беларуси, еще 15 МВт выкупила украинская компания «Электро комьюнити».

С 6 ноября белорусская электроэнергия начала поступать в украинскую энергосистему в соответствии с подписанным контрактом, причем график поставок был сформирован Минском с учетом имеющихся технических возможностей: режимов работы энергосистемы и мощностей генерирующего оборудования.

На каждый час Украина зарезервировала по 5 МВт мощности сечения линий, связывающих ее с Беларусью, для импорта электричества с 00.00 до 23.00. 8 ноября импорт электроэнергии из Беларуси в Украину увеличился до 400 МВт-час. Таким образом, за три дня с момента возобновления импорта Украина приобрела 9,4 млн кВт•ч белорусского электричества.

Однако 8 ноября в СМИ попало письмо «Белэнерго», в котором она уведомляла, что «с ноября компания не будет поставлять электроэнергию в объединенную энергосистему Украины на основании рамочных договоров. Заключение новых рамочных контрактов также не планируется». В письме уточнялось, что «решение обусловлено отсутствием экономической выгоды для экспорта электроэнергии в Украину».

На следующий день официальный Тelegram-канал ГПО «Белэнерго» распространил информацию о том, что Беларусь все же продолжает поставки электроэнергии в Украину «в рамках подписанного на ноябрь контракта» и «в соответствии с обозначенными обязательствами».

Белорусское предприятие пояснило, что попавшее в СМИ письмо об изменении условий сотрудничества было адресовано «конкретным компаниям, поставки электроэнергии которым не были запланированы».

Откуда дует ветер?

Экономический эксперт Ярослав Романчук полагает, что причина отказа в поставках электроэнергии лежит в политической плоскости и не последнюю роль сыграла Москва.

— В такой напряженной ситуации, когда многие российские голоса говорят: у нас тут конфликт с Украиной, а вы поставляете нефтепродукты из нашей нефти в огромных количествах и электроэнергию, думаю, какие-то ЦУ и рекомендации из Москвы были озвучены, — сказал в комментарии «Салiдарнасцi» аналитик.

По его словам, в Украине сложилась сложная ситуация, многие беспокоятся, хватит ли энергоресурсов, чтобы пережить зиму:

— Я так полагаю, что это прямо связано с позицией России, которая пригрозила Беларуси либо ограничением поставок нефти, либо финансирования, либо она применила другие способы убеждения.

Экспорт электроэнергии в Украину идет, но только частным компаниям

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков предположил, что письмо «Белэнерго» с отказом поставок было адресовано, прежде всего, государственному предприятию «Энергоатом».

Получается, что Беларусь действительно продолжает незначительный экспорт электроэнергии в Украину, но только частным компаниям.

— По всей видимости, в сентябре-октябре украинские компании договорились с белорусскими поставщиками об импорте электроэнергии, потому что «Энергоатом» тогда оптимистично сообщал, что поставки возобновятся 1 ноября, но дальше белорусская сторона пересмотрела свое решение и эта договоренность не состоялась, — отметил «Салiдарнасцi» эксперт.

По всей вероятности, договоренности были либо устные, либо заключен был меморандум о намерениях, то есть не обязывающее соглашение, поэтому разорвать отношения не составило труда.

Но тот факт, что импорт белорусской электроэнергии сейчас осуществляет частная коммерческая компания, а не государственная — «Энергоатом», которая в общем-то и выкупила возможность для транспортировки электроэнергии у «Укрэнерго», то без политической подоплеки не обошлось, уверен российский аналитик.

Ведь именно «Энергоатом», продолжил Юшков, забронировал мощности для прокачки, заплатил за это живые деньги, но в итоге поставщик отказался продавать.

— По всей видимости, решение это политическое — не продавать именно государственной компании, — прокомментировал эксперт ситуацию.

При этом российский аналитик затруднился сказать, откуда все же исходит решение о прекращении сотрудничества с «Энергоатомом» — из России или это инициатива местных властей.

«У Минска предостаточно своих причин принять такое решение»

— Идет ли решение из Москвы или из Минска — сказать сложно, потому что стороны явно действуют синхронно, — предположил Юшков.

Но аналогия, по его мнению, явно прослеживается: Россия сейчас тоже не продает в Украину ни электроэнергию, ни энергетический уголь, отказавшись от поставок в пользу европейского рынка.

Однако, по мнению Юшкова, если бы отношения Беларуси и Украины были бы хорошими, то «тогда можно было бы с уверенностью сказать, что это Москва призывает поддержать ее в синхронном действии, но отношения Минска и Киева тоже на нуле, явно в конфликтной фазе, поэтому вполне политическое решение могло принять белорусское руководство».

Киев не хочет признавать Александра Лукашенко легитимным президентом, не признает выборы и разделяет убеждения ЕС в том, что ситуация с мигрантами на границе Беларуси с Польшей — не что иное как гибридная война против демократичных соседей.

В Минске также растут антиукраинские настроения. В четверг на заседании правительства прозвучало, что на границе готовятся провокации, и «оружие в основном идет с Донбасса». Кроме того, из уст депутата Андрея Савиных и министра иностранных дел Владимира Макея прозвучало признание Крыма российским, а это очень болезненный вопрос для Крыма.

— Можно ли назвать решение о приостановлении поставок политическим? Скорее всего, да. Навязано ли оно Москвой? Сказать сложно. Я бы сказал так: у Минска предостаточно своих причин принять такое решение. Почему бы не продемонстрировать Киеву, что если он враждебный к нам, то и государственным компаниям мы не собираемся поставлять электроэнергию? — прокомментировал Юшков.

Отношения и так находятся в кризисном состоянии

В свою очередь, украинский политолог Владимир Фисенко, комментируя отказ Минска экспортировать электроэнергию государственной компании, подчеркнул, что поставка белорусской электроэнергии никогда не имела «решающего, критического значения для Украины», потребность возникала лишь в критических ситуациях, например, когда надо было сбалансировать поставки электроэнергии.

Однако на вопрос агентства УНИАН, каким образом эта ситуация может повлиять на отношения Украины и Беларуси, эксперт отметил: «По сравнению с тем, что произошло за последние 1,5 года, ничего нового и критичного не возникнет. Отношения и так находятся в кризисном состоянии. Мы просто лишний раз увидим, что нельзя надеяться или полагаться на Беларусь в таких ситуациях. Будем искать другие источники».

Кроме того, украинский политолог уверен: на будущее нужно искать замену и некоторым другим белорусским товарам.