Общество

Марина Михайлова

Минчане: «Они стоят, чтобы хорошо жить там, в Европе, а мы с тобой – чтобы выжить здесь»

Фейхоа по цене помидор и чеснок от всех болезней. Картинка ноября-2021 из столичного «спальника».

Корреспондент «Салідарнасці» прошлась по одному из оживленных рынков столицы и послушала, о чем говорят минчане. Спойлер: единства мнений нет ни по одному вопросу, кроме «жить стало дорого».

***

Уличная торговля возле рынка «Заходні» начинается еще у выхода из метро. Вдоль дорожки к крытому рынку с утра до вечера действует еще один, стихийный, где в зависимости от сезона и везения можно купить хоть свежие грибы и ягоды, хоть домашние закатки или зеленые «веники» для их приготовления, хоть вязаные носки, самодельные картины или даже самовар.

В среду здесь холодно – термометр на соседнем бизнес-центре показывает +1, – ветрено и негусто. Ассортимент – тыква, чеснок, соленые огурцы, дешевенькое белье с оптового рынка, шиповник да калина в банках.

– Мы с тобой, Ленка, стоим без пользы, как те мигранты на границе, скоро задубеем, – жалуется товарке одна из уличных торговок, экипированная, как опытный любитель зимней рыбалки.

– Не скажи, – возражает приятельница, – они стоят, чтобы хорошо жить там, в Европе, а мы с тобой – чтобы выжить здесь. И вот я лично 30 лет на производстве отпахала, а эти нигде работать не будут – ни у себя, ни у нас, только жизни сытой хотят. Иначе оставались бы здесь.

Вон, как у нас в поликлинике медсестра в прививочном кабинете – девочка из Ирана. Золото, а не человек: и внимательная, и чуткая, и рука легкая. А эти что – врачи, инженеры, учителя?

***

Торговых палаток на улице осталось раз, два и обчелся – продавцы обсуждают, что вот, мол, еще в выходные пройдет большая сельхозярмарка, будут покупатели, а там похолодает и можно уходить «под крышу» до весны.

Выбор здесь также невелик: разные виды яблок по 2-3 рубля, от «легкой кислинки» до «сочных, сладких» и «сладких-сладких», привядший чернослив, груши, клюква, грецкие орехи и, как ни удивительно, клубника по 8 рублей.

– А почему вы разрешаете всем подряд хватать руками фрукты? – придирчиво спрашивает одна из покупательниц. – Понятно, что их дома потом помоешь, но все равно – не уследишь, кто чихнул, кто сплюнул, а тут коронавирус, ОРВИ, инфекции всякие…

– Понимаю вас, – вздыхает девушка за прилавком. – Сама, видите, в маске и перчатках, и руки протираю антисептиком каждый раз. Но мы не можем запретить трогать овощи и фрукты на витрине, иначе идут и сразу жалобы пишут, а нас администрация штрафует…

***

В крытой части рынка, несмотря на будний день, весьма оживленно. Учитывая исчезновение на дверях объявлений о масочном режиме, продавцы и покупатели решают сами – кто в перчатках и респираторах, кто в условном шарфике на нос.

Правда, если в молочном и курином отделах очереди, то в мясной приходят больше поглазеть и неприятно удивиться – кто салу по 18-22 рубля, кто подорожавшим колбасам.

– Что тут есть из копченых, посмотрим? – изучает ассортимент мужчина. – Итальянская, пеперони, пармская – какие все родные, белорусские названия. Ого, 36 рублей? Дороговатая у вас «Ностальгия»!

– Ну, так хорошие воспоминания всегда дороги, – пожимает плечами продавщица.

– Так если бы хорошие! А то думай, что лучше вспоминать: советскую вареную колбасу по 2.20, в которой бумаги больше, чем мяса, или теперешнюю колбасу по 36 рублей – а у меня всей пенсии 400.

***

На овощных рядах покупатели тоже громко обсуждают подросшие цены. В самом деле, когда привозные фейхоа и гранаты по 5,5-6,5 рублей сопоставимы в цене не то что с польскими, а с белорусскими помидорами, а виноград по стоимости – 3,5-4,5 рубля – равен огурцам, спорить сложно.

Из интереса высматриваем, можно ли что-нибудь купить на рубль – но таких цен нет, даже картошка, капуста и лук стоят чуть больше. Впрочем, вот сухонькая, очень интеллигентного вида пожилая женщина попросила взвесить винограду на 80 копеек – и продавец бережно выбирает небольшую гроздь.

– Бабушка, вы бы, может, выбрали подешевле, в том конце ряда на скидке есть виноград, его чуть почистить и можно есть?

– Нет, – качает головой покупательница. – Лучше меньше, но хорошее, чем килограмм дрянной еды, потому что, что у тебя внутри – то будет и снаружи.

***

Прилавок с овощным «неликвидом» действительно никого не привлекает. И вообще на рядах довольно много пустых мест.

– Соседка наша, вот там, на картошке стояла, вторую неделю с коронавирусом, – объясняет завсегдатаю рынка одна из продавцов. – Сейчас многие болеют.

– Потому что не лечатся правильно, – усмехается мужчина. – У меня двоюродная сестра с бойфрендом заболели оба, так он за десять дней пять бутылок водки выпил – и как огурчик, на работу пошел, а она уже месяц мается, и еще, говорят, реабилитация нужна будет.

– Водка, чеснок и сало! – категорично заявляет еще одна покупательница – в отличие от большинства посетителей, она без маски. – Еще Ванга сказала, что мир спасет от коронавируса «огненная вода из России». А чеснок вообще все болезни убивает!

– Ох, да верьте вы, во что хотите, только не несите эту ересь в люди! – не выдерживает следующая в очереди женщина. – Вы-то, смотрю, и без маски, и без страха, и без здравого смысла, а я пошла сейчас и почти без очереди вторую прививку сделала, чтоб родным меня хоронить раньше времени не пришлось.

Впрочем, очередь уже увлеченно обсуждает «чудодейственные» рецепты с чесноком – на спирту, без спирта, с медом и теплой водой, или просто в аджике – и эту отповедь не слушает.

Только продавец за соседним прилавком тихонько поддерживает:

– Вы молодец, вы все правильно сделали. А что, правда, очереди нет в поликлинике?

– Да всего по три человека на осмотр и на прививку. Я-то приготовилась ждать – электронную книгу с собой взяла, водичку – а прошла за 15 минут. И даже китайская вакцина снова есть.

***

У местной достопримечательности – скульптуры торговца с гусем и поросенком – кого-то ждут молодая мама с ребенком.

– Мам, а как дядю зовут? – гладит бронзового гуся мальчик.

– Не знаю, – мама что-то листает в телефоне, потом переводит взгляд на скульптуру и раздраженно бросает:

– Белорус его зовут! Кругом черт-те что творится, а ему лишь бы чарка да шкварка, видишь, руку тянет за добавкой!

Проходящая мимо женщина средних лет укоризненно качает головой:

– Девушка, вы за всех не говорили бы. – Достает из сумки мандарин и протягивает ребенку. – Дядьку зовут Антось. А добрых людей больше. Правда?

– Правда! – звонко подтверждает мальчик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(109)