Профсоюзы

Тамара Шевцова

Металлургу не продлили контракт после августовских событий, но он решил восстановить справедливость: «Пойду до конца»

Рассказываем про смелого парня, который в одиночку сражается с системой.

Виталий Савельев 20 лет отработал на Белорусском металлургическом заводе. После временной остановки предприятия 17 августа ему не продлили контракт, уволили, даже не оплатив премию за рационализаторское предложение.

— Мы придумали как «обмануть» механизм и сделали приспособление, благодаря которому один процесс по замене цилиндра, на который тратилось от 8 часов, можно сократить на 3 и даже 5 часов, что, соответственно, сэкономит предприятию от 3 до 5 тысяч долларов только на одной замене. А в месяц приходится менять 2-4 цилиндра, — рассказал Виталий «Салідарнасці» суть своего рацпредложения.

Он признается, что работу любил, отработал почти два «горячих стажа», но после выборов о повышении производительности больше не может думать.

— У моих коллег во время первых протестов в Жлобине пострадали родственники. Моя дочь устроилась подработать на аттракционы и 10 августа чудом уцелела. ОМОНовцы, которые в этом районе разгоняли людей, увидели, что они там работали, и не стали их трогать. Но дочь испугалась сильно, — вспоминает Виталий августовские события.

Он делится, что поддерживал все протестные настроения на заводе:   

— Тогда с нами вышли общаться председатель провластного профкома и главный инженер Николай Анелькин. Он пообещал, что никого увольнять за протесты и остановку предприятия не будут. Нам предложили собрать подписи двух третей работников и начать забастовку по закону.

Впоследствии металлурги, по разным данным, собрали от 4 до 4,5 тысяч подписей, однако забастовку им проводить не разрешили. Собеседник рассказывает, что всех активных протестующих лишили премий, впоследствии некоторые из-за давления и угроз вынуждены были покинуть страну, на четырех человек завели уголовное дело. С ним самим не продлили контракт.

— Директор со мной разговаривал около часа. Говорил спокойно и, как мне показалось, искренне. Объяснил, что не может меня сейчас оставить, вроде как надо остальным продемонстрировать, но потом готов взять обратно при условии, что я не буду судиться с заводом, — говорит Виталий Савельев.

Тем не менее, он все же подал в суд на БМЗ за незаконное лишение премии:

— Сразу после протеста с нами работали следователи, после чего мне присудили штрафы за то, что я выходил на проезжую часть и перекрывал дорогу скраповозу.

После этого его еще раз вызвали в суд и выдвинули обвинение, согласно ст. 23.34 КоАП. 23 сентября суд назначил Савельеву наказание в виде 12 суток ареста, но ни в зале суда, ни после его не арестовали.

— Пока я нахожусь в подвешенном состоянии, жду ареста, — вздыхает Виталий.

Все это время он пытается восстановить справедливость, отстаивая свои профессиональные права.  

— Мне не стыдно за свою работу, я всегда серьезно и с полной отдачей относился к выполнению своих служебных обязанностей. Считаю, что меня незаконно лишили премии, — настаивает металлург.

И хоть Жлобинский районный суд вынес ожидаемое решение о том, что работник был лишен премии правомерно, Виталий намерен обжаловать это решение, затем заняться восстановлением на работе:

— Когда меня уволили, слова поддержки высказали все коллеги и мастера. Многие просили прощение за то, что не смогли меня отстоять.

Сейчас Савельеву помогает независимый профсоюз РЭП, членом которого он является уже несколько лет:

— Я пойду до конца. Мне оставалось доработать 4 года до окончания второго «горячего стажа». И, если мне не удастся отстоять свои профессиональные права в белорусских судах, буду обращаться в Международное бюро труда в Женеву.